Главы Роскосмоса и NASA Дмитрий Рогозин и Джим Брайденстайн 9 октября впервые встретились лицом к лицу в Московском государственном университете (МГУ) имени Ломоносова, где руководитель американского аэрокосмического агентства в этот день выступил в лекцией для студентов. Оба выразили надежду на сотрудничество двух стран в освоении дальнего космоса, в частности, Луны и Марса.

"Я надеюсь, что мы будем сотрудничать с Россией в области освоения и изучения Луны, Марса и других уголков Вселенной", - приводит "Интерфакс" высказывания Брайденстайна в ходе лекции. По его словам, в планах не только полеты на Луну, но и "построение архитектуры" между Землей и Луной, создание базы на естественном спутнике нашей планеты.

NASA также планирует запуск кораблей с окололунной орбиты, облет Keys и другие проекты, добавил директор агентства. "Все это требует от нас международного партнерства, и конечно, США очень хотелось бы, чтобы Роскосмос был в это вовлечен", - отметил Брайденстайн.


4 октября на Землю благополучно вернулись трое членов экипажа Международной космической станции (МКС) - космонавт Роскосмос Олег Артемьев и астронавты NASA Ричард Арнольд и Эндрю Фойстел. В настоящее время на орбитальной станции продолжает работу экипаж в составе россиянина Сергея Прокопьева, американки Серены Ауньон и германского астронавра Александера Герста. 11 октября с космодрома Байконур в Казахстане запланирован старт корабля "Союз МС-10", который должен доставить на МКС россиянина Алексея Овчинина и американца Ника Хейга.

"Вселенские" планы России

В конце сентября Роскосмос объявил, что рассматривает проект по созданию научной станции на поверхности Луны, в реализации которого потенциально могут принять участие США, а также страны БРИКС (кроме России в эту организацию входят Бразилия, ЮАР, Китай и Индия). Также сообщалось, что вопрос реализации этого проекта будет обсуждаться на встрече Рогозина и Брайденстайна в октябре.

Возможные сроки появления лунной станции в Роскосмосе не назвали. По мнению экспертов, первый модуль будущей обитаемой базы на поверхности Луны может появиться в 2030 году.

Одновременно в Роскосмосе опровергли появившиеся в СМИ сообщения об отказе России участвовать в международном проекте по созданию станции на лунной орбите, известном под названием Deep Space Gateway. По словам главы пресс-службы Роскосмоса Владимира Устименко, переговоры об участии в проекте продолжаются, а Рогозин, которого и цитировали СМИ, говорил, что ему "не очень нравится" идея участия в проекте, если он будет реализовываться как американская национальная программа.

Президент РФ Владимир Путин в марте рассказал о грандиозных планах России по освоению космического пространства, о беспилотных и пилотируемых пусках, а также об исследованиях Марса и лунной программе.

Перед этим президент США Дональд Трамп анонсировал создание национальных космических войск. "Новая национальная стратегия по космосу признает, что космос - это тоже [потенциальное] поле боя, такое же, как суша, воздух и море", - пояснил американский лидер. Рогозин тогда высказал мнение, что размещением оружия в космосе "США открывают ящик Пандоры".

В декабре прошлого года сообщалось, что ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия" имени С.П. Королева планирует выбрать место для строительства российской базы на Луне до 2030 года, а само строительство должно начаться на поверхности естественного спутника Земли в 2040-х годах. С 2050 года Россия планирует начать исследование и освоение ресурсов Луны, а также полеты к другим планетам.

Ранее сообщалось, что Европейское космическое агентство и Роскосмос в 2020 году планируют отправить на Марс второй этап совместной миссии ExoMars. Программа предполагает высадку на поверхность планеты десантного модуля с посадочной платформой и ровера.

По задумке, миссия 2020 года будет состоять из европейского марсохода и разработанной российскими учеными и инженерами посадочной платформы, которая станет проводить длительные климатические измерения для проверки существующих моделей атмосферы Красной планеты.

Первый этап миссии ExoMars, запущенной в 2016 году, состоял из орбитального аппарата TGO и десантного модуля Schiaparelli, который потерпел крушение при посадке на Марс.