The National Bureau of Economic Research

Экономисты из четырех американских университетов утверждают, что им удалось вычислить объем падения прямых иностранных инвестиций при увеличении политических рисков и опровергнуть представление о том, что инвесторы - это люди, которым плевать на политическую обстановку в стране, лишь бы была прибыль.

Неспособность политиков руководить дорого обходятся экономике - повышение политических рисков на 1% приводит к падению прямых иностранных инвестиций на 11,5%.

Под политическими рисками эксперты понимают именно неспособность чиновников эффективно руководить страной, а также их опасные действия - от прямого захвата частных активов до ползучей экспроприации (неожиданные налоги или поборы).

Способность властей платить по своим счетам тесно связана с их умением извлекать ресурсы из своих граждан - способствовать росту производительности труда, стимулировать производство и собирать налоги. Если в стане нет стабильности, то власти не способны проводить эффективную политику.

Как сообщает ИА "Финмаркет", Кембел Харви, Кристиан Лундбат и Штефан Сигель и руководитель группы, профессора Колумбийского университета Герт Бекаерт, придумали точный и удобный способ оценить вероятность политических потрясений - спреды чисто политических рисков.

За основу расчета исследователи взяли международный гид по политическим рискам (ICRG), который оценивает влияние политики на финансы, используя данные о фактических транзакциях стран на протяжении шести лет.

Для "проверки" были использованы два альтернативных способа измерения рисков - количество обращений компаний в страховые компании с жалобами на политические барьеры и анализ новостей. Для этого экономисты составили специальный словарь "рисковых" слов, и "прогнали" по нему новости о каждой из 20 исследуемых стран.

Затем все полученные данные были сопоставлены с информацией о спредах гособлигаций государств с формирующимся рынком с января 1994 года по декабрь 2009 года.

Оказалось, что спреды политических рисков, как правило меньше, чем спреды гособлигаций, хотя они и следуют одному и тому же тренду.

Меньше всего политические дрязги, как выяснилось, помешали экономике Польши. Самый большой ущерб иррациональное поведение политиков наносило экономикам Венесуэлы и Ирака.

Результаты России получились неоднозначными. С одной стороны, рисков, отражающих способность чиновников управлять страной, здесь в разы больше, чем у соседей по Восточной Европе. Однако с другой - российские риски в пять раз ниже, чем в Венесуэле.

В итоге РФ в рейтинге политических рисков стран - среди "середнячков" с показателем 57,16.

Исследователи, правда, признают, что их метод не является универсальным: предсказать внезапные изменения в относительно стабильных режимах слишком трудно. Так, в Египте в 2009 году политические риски оценивались довольно низко, и в итоге арабская весна стала для инвесторов большой неожиданностью.