Инопресса: Путин не любит Лукашенко, но еще больше он не любит "цветные революции"
НТВ
Инопресса: Путин не любит Лукашенко, но еще больше он не любит "цветные революции"
 
 
 
Инопресса: Путин не любит Лукашенко, но еще больше он не любит "цветные революции"
НТВ

Те 6-7 тысяч белорусов, которые в прошлую субботу в Минске надеялись на "оранжевую революцию" по украинскому рецепту, проявили большое мужество, но у них было очень мало шансов осуществить задуманное. Чтобы повторить прошлогодний украинский сценарий, нужна была огромная толпа, а не горстка интеллектуалов и поклонников Запада.

Белоруссия связана с Россией многовековыми узами: в основном здесь говорят по-русски, а население до сих пор не восставало ни против своей участи, ни против своего президента – авторитарного Александра Лукашенко. Об этом в четверг пишет французский еженедельник Le Nouvel Observateur. (Полный текст на сайте Inopressa.ru).

Бывший председатель колхоза, ставший депутатом, был единственным, кто в 1991 году в Верховном Совете Белоруссии проголосовал против роспуска СССР, что 3 года спустя помогло ему стать президентом республики. В принципе Лукашенко и Путин – за слияние двух государств, но реализация этого проекта затруднена, так как Белоруссия хочет сохранить советские завоевания. Так, она против приватизации промышленности и расформирования колхозов.

Несмотря на этот "консерватизм", ее экономика развивается успешно: 9,5%-ный рост ВВП в 2005 году, отсутствие внешнего долга и почти полное отсутствие безработицы. Очень немногие страны региона могут похвастаться такими результатами. Белорусы достаточно информированы, чтобы знать, что в Польше и России большинство населения находится в значительно худшей ситуации. Не эти ли факты позволили Лукашенко на 20% улучшить свой электоральный результат? Или цифры были подтасованы? Вряд ли кто-то сможет ответить на этот вопрос, пишет издание.

Александр Лукашенко – это эксцентрик, который продолжает играть в хоккей и склонен к непредсказуемым проявлениям авторитаризма. Его речи часто задевают Путина, что, впрочем, не приводит к замораживанию проекта по слиянию двух государств, график которого остается неопределенным. Россия продолжает защищать Белоруссию от ударов США и Европейского союза. А белорусская оппозиция делает ставку на международные санкции против Лукашенко, практическая реализация которых почти невозможна.

Австрийская Der Standard в свою очередь пишет о разгоне митинга в Минске. Знакомые телевизионные кадры: люди, одетые в черное, в касках и с дубинками в руках, набрасываются на мирных, невооруженных и, как правило, молодых митингующих. Милицейский спецназ избивает демонстрантов, приютившихся в палатках в снегопад и восьмиградусный мороз. Некоторые, окровавленные, падают на землю. Однако из-за боязни теле- и фотокамер по-настоящему жестоко избивают противников режима только в милицейском автомобиле или в тюрьме. (Полный текст на сайте Inopressa.ru).

Задержанных заставляют часами стоять в тюремном дворе на холоде, им не разрешают пользоваться туалетами. Сейчас, через несколько дней после ареста, ничего не известно о судьбе сотен арестованных противников режима, и это так же обыденно, как ускоренное судопроизводство и репрессии на работе и в вузах.

Когда-то нечто подобное творилось в Праге и в Варшаве, совсем недавно – на Украине Леонида Кучмы и в Сербии Слободана Милошевича. Первый был сметен с политической арены "оранжевой революцией". Другой, обвиненный в военных преступлениях, умер в тюрьме в Гааге.

Лукашенко имеет власть над всеми средствами массовой информации, над всемогущими спецслужбами, над армией – и, конечно, над экономикой, которая все еще на 80% государственная. Торговля оружием и дешевый российский газ – вот опора мнимой экономической стабильности низкого уровня.

Какой европейский государственный деятель отважился бы, преисполненный ярости, сыпать угрозами перед телекамерами, обещая свернуть шею любому, кто представляет собой угрозу режиму? Представители оппозиции с полным основанием боятся, что, если за границей интерес к Белоруссии ослабнет и съемочные группы покинут страну, Лукашенко, которого ничто не останавливает, еще более ужесточит репрессии.

Поскольку Путин ежегодно предоставляет этой стране миллиардные дотации, действенность экономических санкций ЕС - под вопросом. Как сказал один социолог в Минске: "Хоть Путин и не любит Лукашенко, но еще меньше он любит революции вроде украинской и грузинской".

Поэтому единственный метод поддержки белорусов Западом – это отказ в выдаче виз Лукашенко и его людям и замораживание их счетов. Однако важнее всего было бы оказать опосредованное политическое и моральное давление на Путина, который защищает "последнего диктатора Европы". Тесная связь Путина с правителем из Минска крайне вредна для его имиджа, особенно ввиду предстоящего летом саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге, считает издание.