Внезапная смерть Бориса Березовского напомнила западному обществу о таком понятии как "русский олигарх"
Global Look Press
Внезапная смерть Бориса Березовского напомнила западному обществу о таком понятии как "русский олигарх" И хотя кипрский кризис, точнее, европейский план его спасения, журналисты называют потенциально опасным для всей мировой системы, они не могут сдержать злорадства - поделом
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Внезапная смерть Бориса Березовского напомнила западному обществу о таком понятии как "русский олигарх"
Global Look Press
 
 
 
И хотя кипрский кризис, точнее, европейский план его спасения, журналисты называют потенциально опасным для всей мировой системы, они не могут сдержать злорадства - поделом
Global Look Press
 
 
 
Нью-йоркское издание, как и коллеги из Лос-Анджелеса, советует философски отнестись к кипрской ситуации
Первый канал

Последняя неделя выдалась непростой для российских олигархов, язвят журналисты западных изданий, указывая на почти совпавшие по времени два удара отечественному бизнесу. Имеются в виду неожиданная смерть некогда влиятельнейшей персоны постсоветского предпринимательства, Бориса Березовского, и банковский кризис на Кипре, где нынешние последователи опального бизнесмена спасают честно, или не очень, заработанное от лишних налогов.

Сочувствия у среднестатистического россиянина ни то, ни другое событие не вызвало, замечает The Los Angeles Times. Коллеги журналистов с Восточного побережья США соглашаются. "С какой стати переживать за российских олигархов, фирмы и коррумпированных чиновников, которые потеряют на острове деньги?" - удивляются в The New York Times.

- Русские миллионы, возможно, уже по-тихому утекли с Кипра

А вот швейцарская Le Temps в связи с поднятой темой решила напомнить среднему европейцу, что такое "российский олигарх". Их в истории постсоветской России было три поколения, пишет газета. Первое пришлось на период первоначального накопления капитала, когда наиболее активные с помощью нескольких схем более или менее законно набирали иностранную валюту, которую затем использовали для создания банков, предоставлявших кредиты министерствам и госкомпаниям в обмен на влияние на высшем уровне, пишет издание.

Вторая волна "российского олигархизма" в конце 1990-х вывела на сцену Романа Абрамовича, Олега Дерипаску, Алексея Мордашова, в результате победы в конфликтах в металлургической промышленности оказавшихся во главе огромных компаний с миллиардными оборотами. Эти две волны по инициативе самого олигарха - Бориса Березовского - договорились заменить непопулярного и больного Бориса Ельцина на энергичного и, казалось, лояльного Владимира Путина, повествует Le Temps. Едва придя к власти, последний решил радикально изменить правила игры.

Действительно, напомним ставшую крылатой фразу тогда еще и.о. президента Путина, сказанную в начале 2000 года: "Ни один клан, ни один олигарх не должны быть приближены к региональной и к федеральной власти, они должны быть равноудалены от власти".

"Именно в этот момент появилась третья волна олигархов, гораздо более незаметных. Эти люди принадлежат к ближнему кругу президента", - цитирует автора статьи в Le Temps Inopressa. Среди этих "незаметных", появившихся в середине 2000-х, издание называет Геннадия Тимченко, Юрия Ковальчука и Аркадия Ротенберга. "Ничто не сможет остановить эту третью волну, кроме падения президента", - резюмирует Le Temps.

"Напоролись на то, за что боролись"

Если так, то нынешние печали вроде напоминания о смертности всего сущего, пришедшее с кончиной Березовского, и риск потери кругленьких сумм в кипрских офшорах не должны уж слишком сильно тревожить российских олигархов. Эта ситуация - имеется в виду конкретно Кипр - даже полезна, считают западные журналисты. "Если российским олигархам и стоит из этого вынести какой-то урок, так это, вероятно, то, что не существует по-настоящему безопасных мест для их миллиардов", - цитирует Inopressa автора статьи в The Los Angeles Times.

И хотя кипрский кризис, точнее, европейский план его спасения, журналисты называют потенциально опасным для всей мировой системы, они не могут сдержать злорадства - поделом. "Прихвостни президента Путина, разбогатевшие на попрании закона, теперь напоролись на то, за что боролись... Результат такой же, как у сфабрикованных обвинений в неуплате налогов, которые выдвигают российские чиновники, чтобы украсть активы бизнесмена", - цитирует Inopressa автора статьи в The New York Times.

Самым забавным журналист находит тот факт, что некоторые российские фирмы грозятся подать в суд: "Определенный извращенный смысл в этом есть: российские чиновники спешат вывести свеженаворованное из России, чтобы спрятать его в странах, где верховенство закона - не пустой звук. Они не желают, чтобы с ними обошлись так, как они сами обошлись с соотечественниками". Но теперь получилось как будто наоборот.

Нью-йоркское издание, как и коллеги из Лос-Анджелеса, советует философски отнестись к кипрской ситуации. Не стесняясь сравнивать российских олигархов с мафией, газета замечает: "Им стоит воспринимать грядущую "стрижку" банковских счетов в своих понятиях. Это плата за покровительство". То есть, за "крышу" для денег, которую те обретают в кипрских налоговых бухтах.