Главы государств и правительств 27 стран Евросоюза одобрили "дорожную карту" экономического восстановления ЕС после кризиса COVID-19, сообщил глава Европейского совета Шарль Мишель
Charles Michel / Twitter
Главы государств и правительств 27 стран Евросоюза одобрили "дорожную карту" экономического восстановления ЕС после кризиса COVID-19, сообщил глава Европейского совета Шарль Мишель Он также сообщил об утверждении трех страховочных программ, призванных поддержать государства, предприятия и работников, на общую сумму 540 миллиардов евро
 
 
 
Главы государств и правительств 27 стран Евросоюза одобрили "дорожную карту" экономического восстановления ЕС после кризиса COVID-19, сообщил глава Европейского совета Шарль Мишель
Charles Michel / Twitter
 
 
 
Он также сообщил об утверждении трех страховочных программ, призванных поддержать государства, предприятия и работников, на общую сумму 540 миллиардов евро
Charles Michel / Twitter

Главы государств и правительств 27 стран Евросоюза одобрили "дорожную карту" экономического восстановления ЕС после кризиса COVID-19, сообщил глава Европейского совета Шарль Мишель.

"Она определяет четыре приоритетных сектора действий. Это полностью функционирующий единый рынок. Беспрецедентные усилия в области инвестиций. Глобальные действия (против коронавируса). Хорошо функционирующая система управления", - сказал Мишель на пресс-конференции вечером в четверг в Брюсселе после завершения виртуального саммита ЕС. Его слова приводит "Интерфакс".

Он также сообщил об утверждении трех страховочных программ, призванных поддержать государства, предприятия и работников, на общую сумму 540 миллиардов евро.

"Мы просили, чтобы этот пакет мог работать с 1 июня 2020 года", - подчеркнул глава Евросовета.

Лидеры стран - членов Евросоюза поручили Еврокомиссии разработать параметры будущего долгосрочного фонда восстановления европейской экономики, пострадавшей из-за пандемии коронавируса.  "Мы все согласились, что вопрос создания фонда восстановления - срочный. Мы попросили Еврокомиссию проанализировать потребности [стран и секторов экономики] и выступить с соответствующими предложениями", - добавил Шарль Мишель.

По его словам, фонд будет поддерживать страны и сектора экономики, которые больше всего пострадали от карантинных мер во время пандемии коронавируса. При этом он не стал называть конкретных сумм. Германия, Нидерланды и еще ряд государств выступают против выпуска общеевропейских ценных бумаг, так называемых коронабондов, которые бы позволили привлекать деньги под общие гарантийные обязательства всех стран сообщества.

Перед началом саммита председатель Еврогруппы Мариу Сентену призвал лидеров ЕС как можно быстрее завершить согласование долгосрочного фонда восстановления европейской экономики, который должен дополнить краткосрочную программу перезапуска экономики в 540 млрд евро, созданную Еврокомиссией, Европейским инвестиционным банком и Европейским стабилизационным механизмом (ESM, стабфонд зоны евро). Сентену предупредил, что помощь экономике нужна в кратчайшие сроки, чтобы обеспечить начало восстановления.

Почти половину выделенных средств получат Италия и Испания, которым грозит дефолт

Эта программа помощи включает три основных пакета. Во-первых, Еврокомиссия уже создала программу SURE объемом 100 млрд евро для выплат целевых компенсаций работодателям, чтобы хотя бы часть из них воздержалась от увольнения своих сотрудников. Во-вторых, Европейский инвестиционный банк со своей стороны объявил о выделении программы льготного кредитования на 200 млрд евро для поддержки малых и средних предприятий. В-третьих, еще 240 млрд евро должны привлечь в виде заемных средств страны еврозоны через Европейский стабилизационный механизм: эти деньги могут использоваться как структурная помощь наиболее сильно пострадавшим государствам (Италия и Испания), чтобы удержать их от дефолта.

Данная программа представляет собой механизм краткосрочной помощи, призванной обеспечить первоначальный импульс для перезапуска экономики Евросоюза, передает ТАСС. Для полноценного восстановления саммит ЕС заявил о необходимости создания дополнительного долгосрочного инструмента поддержки экономики. По информации источников, его объем составит от 1,6 триллиона евро до 2 трлн евро, срок действия - минимум семь лет. Деньги в этот фонд будут частично привлекаться и перераспределяться через бюджет Евросоюза, для чего государствам предстоит повышать свои взносы в общий бюджет сообщества.

Как заявила на саммите глава Европейского центробанка Кристин Лагард, пессимистичный сценарий оценивает экономический спад в ЕС в 15% в 2020 году, что является беспрецедентным годовым показателем за всю историю сообщества.

В свою очередь глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на брифинге сообщила, что государства - члены ЕС должны повысить свои взносы в бюджет сообщества с 1,2% до 2% ВВП на ближайшие два-три года для финансирования восстановления экономики после пандемии коронавируса.

Глава ЕК подчеркнула, что бюджет ЕС на 2021-2027 годы необходимо полностью адаптировать под последствия пандемии. По мнению европейских источников, вопрос формирования нового бюджета, который страны-члены не могли решить до появления коронавируса, теперь станет еще сложнее. Бюджет должны были утвердить еще в декабре 2019 года.

Урсула фон дер Ляйен отметила также, что все 27 государств Евросоюза уже выделили в общей сложности свыше 1,8 млрд евро помощи своим предприятиям.

Одновременно фон дер Ляйен подчеркнула, что "все страны Евросоюза имеют различные экономические возможности", поэтому эти несогласованные индивидуальные пакеты государственной помощи могут создать "колоссальный дисбаланс в функционировании единого рынка ЕС, если не будут стабилизированы на европейском уровне".

Глава Еврокомиссии добавила, что все государства ЕС и институты Евросоюза (Еврокомиссия, Европейский центробанк и Европейский инвестиционный банк) выделили в общей сложности 3,3 трлн евро на поддержку экономики сообщества в условиях пандемии.

В нормальных условиях в сообществе действуют очень строгие нормы предоставления госпомощи предприятиям, поскольку если одна из стран начнет поддерживать свои компании, то они получат серьезное конкурентное преимущество перед партнерами из других европейских государств, действующими на едином рынке. Поэтому каждая программа госпомощи от правительства любой страны ЕС тщательно изучается и нередко отклоняется Еврокомиссией. Однако в условиях пандемии коронавируса Еврокомиссия начала практически в автоматическом режиме разрешать любые национальные меры помощи бизнесу, в результате сейчас сложно даже оценить, насколько могут оказаться различными условия для перезапуска экономики в относительно благополучной Германии и слабой Италии.

Евросоюз готовит национализацию предприятий в обмен на госпомощь

Брюссель завершает работу над законопроектом, который должен позволить государствам ЕС полностью или частично национализировать предприятия в обмен на помощь со стороны государства. Об этом сообщает 23 апреля испанская газета Expansion со ссылкой на рабочую версию директивы, которая может быть принята уже в ближайшие дни.

Имеется в виду, что государства смогут входить в капитал больших и малых компаний, чтобы помочь им избежать банкротства на фоне пандемии коронавируса и мирового экономического кризиса.

По сведениям испанского издания, минимальным порогом для вхождения государства в капитал компании может стать сумма помощи размером 100 миллионов евро. При этом Германия и Франция считают, что нижний порог должен быть поднят до 500 миллионов евро.

По информации издания, в рабочем проекте поясняется, что эти шаги направлены на то, чтобы "гарантировать, что вклад данных компаний в надлежащее функционирование экономики Евросоюза не ставится под угрозу".

При этом Испания относится к новой мере с осторожностью, поскольку у разных стран-членов ЕС есть разные возможности по спасению собственных предприятий, что приведет к нарушению конкурентной среды.

Еще 19 марта Евросоюз заявлял, что намеревается лишь оказывать помощь компаниям, чтобы облегчить их положение, главным образом за счет госгарантий по кредитам, субсидий на заработную плату и отсрочки налогов. Однако чуть больше чем через месяц позиция ЕС сильно изменилась, и теперь речь идет о национализации, которая должна помочь избежать "большого количества банкротств", пишет "Российская газета".

При этом отдельные страны уже приступили к национализации отдельных компаний. Так, еще в середине марта министр транспорта Италии Паола де Микели объявила, что национальный авиаперевозчик Alitalia (49 процентов принадлежит Etihad Airways) может перейти на баланс государства.