Глава МАГАТЭ Юкия Амано
Global Look Press
Глава МАГАТЭ Юкия Амано
 
 
 
Глава МАГАТЭ Юкия Амано
Global Look Press

Представители Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и Ирана опровергли сообщения СМИ о якобы имеющейся между ними тайной договоренности, касающейся иранской ядерной программы. Речь идет о неком дополнительном договоре к заключенному недавно соглашению, согласно которому МАГАТЭ позволит Ирану самому осуществлять инспекции своего ядерного объекта в Парчине, передает Reuters.

Представитель Организации по атомной энергетике Ирана (ОАЭИ) Бехруз Камалванди назвал данное сообщение СМИ "спекуляцией", сообщает иранский телеканал Press TV. В интервью иранскому агентству Tasnim Камалванди заявил: "Отчеты СМИ о договоренности между Ираном и МАГАТЭ - просто спекуляция".

Глава МАГАТЭ Юкия Амано отметил, что заявления об ответственности агентства за проверки атомной сферы в Иране искажают суть работы организации по верификации в этой области. По его словам, согласованные между агентством и властями Ирана меры "технически здравые и совместимы с устоявшимися практиками".

В то же время обе стороны признали наличие секретных пунктов в соглашении с Ираном. В частности, глава МАГАТЭ напомнил, что отдельные меры в рамках "дорожной карты" являются конфиденциальными и у него есть юридическое обязательство не обнародовать их.

В свою очередь представитель ОАЭИ признал, что МАГАТЭ взяло на себя обязательство хранить в строжайшей тайне секретные пункты двустороннего соглашения с ИРИ. "И нет никаких признаков, указывающих на то, что МАГАТЭ нарушило эти обязательства", - подчеркнул Камалванди.

О существовании дополнительных секретных договоренностей между Ираном и МАГАТЭ сообщило на днях агентство AP. Ссылаясь на данные, полученные от некоего анонимного чиновника, знакомого с текстом соглашения с ИРИ, агентство сообщило, что в нем есть ссылка на отдельный документ, согласно которому Иран получает право самостоятельно инспектировать свой ядерный объект в Парчине. В МАГАТЭ будут передаваться лишь фото- и видеоматериалы. Также специалисты Ирана будут самостоятельно брать образцы почвы и воздуха в районе разработок, чтобы подтвердить их невоенный характер. Таким образом, инспекторы МАГАТЭ не получат физического доступа на объект, который, как аргументируют в Тегеране, имеет военное значение и является закрытым.

Новость вызвала бурную реакцию в мире. Официальный представитель Госдепартамента США Джон Кирби уже заявил, что МАГАТЭ "ни в коем случае" не должно передавать право на проведение проверок ядерных объектов Ирану. "Это не по правилам МАГАТЭ", - отметил Кирби, слова которого приводит Reuters.

Напомним, переговоры по острой теме иранской ядерной программы начались в 2004 году в связи с тем, что на Западе Тегеран заподозрили в разработке ядерного оружия. С 2006 года переговоры с Ираном вела "шестерка" международных посредников (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН - Россия, США, Великобритания, Франция, Китай, а также Германия). В 2006-2010 годах ООН, Соединенные Штаты и ЕС из-за отсутствия веских доказательств того, что Тегеран не стремится к созданию ядерной бомбы, ввели в отношении Ирана несколько пакетов санкций.

Однако 14 июля 2015 года в Вене после многолетних переговоров был согласован итоговый Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе. ИРИ обязалась не производить оружейный плутоний, в течение 15 лет иметь в распоряжении не более 300 кг обогащенного до 3,67% урана, переоборудовать ядерные объекты и использовать их в мирных целях. В ответ Запад пообещал постепенно снять санкции с Ирана. В то же время оружейное эмбарго, на отмене которого настаивала Россия, согласно заключенной сделке, будет сохранено в течение пяти лет, а запрет на поставку в Иран технологий баллистических ракет останется в силе на протяжении восьми лет.

Стороны также договорились, что эксперты МАГАТЭ будут проводить мониторинг ядерных объектов в течение 25 лет. При нарушении условий соглашения санкции могут быть возобновлены, отмечали представители Запада, однако и Тегеран пригрозил разорвать соглашение в случае нарушения оппонентами своих обязательств. 20 июля соглашение было поддержано Совбезом ООН.