Саддам, которого сопровождали двое охранников, предстал перед судом в темном костюме, в белой рубашке, без галстука
Вести
Саддам, которого сопровождали двое охранников, предстал перед судом в темном костюме, в белой рубашке, без галстука Первый день судебного процесса по делу свергнутого президента Ирака и 7 деятелей прежнего режима начался с процедурных вопросов
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Саддам, которого сопровождали двое охранников, предстал перед судом в темном костюме, в белой рубашке, без галстука
Вести
 
 
 
Первый день судебного процесса по делу свергнутого президента Ирака и 7 деятелей прежнего режима начался с процедурных вопросов
Вести
 
 
 
В руках он держит Коран. Хусейн был помещен на скамью подсудимых отдельно от других семерых обвинеямых
AP Photo
 
 
 
Председателем суда выбран иракский курд Ризкар Мохаммед Амин
Вести
 
 
 
США рассекретили документы, относящиеся к режиму Саддама
Архив NEWSru.com
 
 
 
Свержение Саддама "может стать прологом к длительному периоду нестабильности", отмечается в докладе ЦРУ, датированном 1985 годом
НТВ

Сегодня в Ираке начался судебный процесс над Саддамом Хусейном. Первый день судебного процесса по делу свергнутого президента Ирака и 7 деятелей прежнего режима начался с процедурных вопросов. Саддам, которого сопровождали двое охранников, предстал перед судом в темном костюме, в белой рубашке, без галстука. В руках он держит Коран. Хусейн был помещен на скамью подсудимых отдельно от других семерых обвиняемых.

Председательствует в суде иракский курд Ризкар Мохаммед Амин. Личность еще 4 судей до сих пор хранится в тайне.

Саддам отказался отвечать на какие-либо вопросы суда и заявил, что не признает этот суд правомочным, так как процесс организован американскими оккупантами. В знак протеста он решил стоять во время заседания. На просьбу председателя суда назвать свое имя, Саддам ответил: "Ты знаешь меня. Ты - иракец и знаешь, кто я такой. Я не буду отвечать на вопросы этого так называемого суда. Кто ты? Что тебе надо?". "Оккупация незаконна, - сказал Хусейн. - "Я сохраняю свои конституционные права, как президент Ирака не отвечать на твои вопросы, поскольку пусто то, что построено на пустоте".

На вопрос суда, признает ли он себя виновным в преступлениях против человечности, Саддам заявил: "Не виновен"."

Через некоторое время суд объявил, что процесс откладывается до 28 ноября 2005 года. Адвокат свергнутого президента Халил ад-Дулайми ранее заявлял, что будет добиваться переноса слушаний, по меньшей мере, на 3 месяца для завершения знакомства с материалами дела.

Заседание проходило в штаб-квартире бывшей правящей партии "Баас". Она находится в так называемой зеленой зоне Багдада, особо охраняемой американцами центральной части столицы, где размещены посольства США и Великобритании, правительственные здания.

Сегодня рассматривается только один эпизод - убийство 143 шиитов в 1982 году в населенном пункте Дуджайль после обстрела президентского кортежа. Если в дальнейшем подсудимые будут признаны по этому пункту виновными, этого будет достаточно для вынесения им смертного приговора.

Всего Хусейну предъявлены обвинения по 13 эпизодам. Как подчеркивают в Вашингтоне, процесс над Хусейном ведется иракской стороной. По словам официального представителя государственного департамента Шона Маккормака, США оказывали ей лишь всевозможную помощь во время подготовки к процессу. Накануне начала процесса спецслужбы США рассекретили некоторые документы, которые свидетельствуют о том, что в США не знали, каким образом оказывать влияние на иракского лидера или заставить его уйти в отставку, и рассчитывали главным образом на внутренний переворот.

Экс-диктатор описывается в них как обладающий большой хитростью человек, жесткий и коварный в достижении своих целей.

Документы, рассекреченные Архивами национальной безопасности, относятся к 1975-2003 годам и представляют собой в основном аналитические доклады относительно сильных и слабых сторон режима Саддама Хусейна, сообщает "Интерфакс".

Из них вытекает, что спецслужбы уже давно предвидели, что падение режима вызовет нестабильность, которая может привести к распаду Ирака.

Свержение Саддама "может стать прологом к длительному периоду нестабильности", отмечается в докладе ЦРУ, датированном 1985 годом. По оценке его авторов, те, кто придут на смену диктатору, "очевидно, не смогут сохранить систему жесткого контроля и любой постсаддамовский режим почти наверняка станет ареной столкновений различных группировок".

Настоящего процесса над Саддамом не будет: слишком опасно!

13 декабря 2003 года американские солдаты вытащили Саддама Хусейна из его тесного убежища. Многие влиятельные лица отнюдь не рады тому, что бывший иракский тиран захвачен в плен живым: они предпочли бы видеть его мертвым. Это было бы прекрасным концом сюжета. И никакого процесса бы не понадобилось, пишет Le Temps (перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru).

В самом деле, суд над бывшим диктатором вполне способен был превратиться в отталкивающий пропагандистский цирк планетарного масштаба. Крупнейшие лидеры современного мира - отставные и ныне действующие - фигурировали бы на нем в роли соучастников целого ряда преступлений против человечности, творившихся в годы жестокого правления Саддама.

В числе этих руководителей - американские президенты Джимми Картер, Билл Клинтон, Буш-старший и Буш-младший, бывший британский премьер-министр Маргарет Тэтчер, Жак Ширак, король Хусейн и принц Фахд. Не считая функционеров, возглавлявших министерства иностранных дел, оборонные ведомства и разведывательные службы этих стран.

К именам этих руководителей можно было бы добавить бесконечный список американских и иностранных бизнесменов, а также банкиров, нефтяных магнатов и торговцев оружием со всего мира, которые с большой выгодой для себя вели дела с саддамовским режимом. Одни из них закрывали глаза на то, что он творил, другие прекрасно об этом знали. Если бы эти люди, согрешившие действием или бездействием, не поставляли ему оружие, информацию и дипломатическую поддержку, Саддам никогда не смог бы совершить столько ужасных преступлений.

Одному Богу известно, сколько захватывающих историй Саддам и его доверенные люди вроде бывшего министра иностранных дел Тарика Азиза могут рассказать о тайных сделках, заключенных ими за эти годы с высокопоставленными руководителями и крупными компаниями всего мира.

Тем временем американцы и их иракские союзники негласно решили проблему процесса над Саддамом. Прежде всего, они отказались от передачи дела под юрисдикцию Международного трибунала или группы независимых юристов. Они учредили свой собственный Иракский особый трибунал. Потом, ссылаясь на правила этого трибунала, они постановили, что его суду могут подлежать только иракские граждане и резиденты.

Это означает, например, что и речи быть не может о том, чтобы адвокаты Саддама попытались вызвать Джорджа Буша старшего, чтобы спросить его: почему в феврале 1991 года он призвал иракцев восстать против Саддама, а когда они это сделали, приказал американским солдатам, стоявших совсем близко, отказать им в помощи, уничтожить захваченные у иракской армии склады оружия вместо того, чтобы отдать его им, и позволил вертолетам Саддама подавить восстание, убить тысячи шиитов - мужчин, женщин, детей? Нет, в этом иракском трибунале такие неудобные вопросы никак не могли прозвучать. Американские главы государства не являются ни гражданами, ни резидентами Ирака.

Та же логика будет использована применительно к делу об истреблении Саддамом с помощью газов тысяч курдов в Халабдже в 1988 году. Согласно правилам этого трибунала, у адвокатов не будет возможности обратить внимание на то, что химическое оружие Ираку поставляли в основном французские, бельгийские и немецкие компании, инженеры и химики которых точно знали, как Саддам намерен его использовать. А также на то, что в свое время США предоставили Саддаму сделанные со спутника фотографии, позволявшие атаковать иранские войска с применением химического оружия. Или на то, что на протяжении многих лет США и их союзники блокировали все международные кампании по осуждению Саддама за применение иприта и нервно-паралитических газов.

По теории, так и должно было быть. Но предположим, что Саддам Хусейн попытается - поскольку процесс будет транслироваться в прямом эфире на весь мир - обойти эти правила и поднимет вопрос об американском или французском соучастии. Смогут ли иракские судьи помешать ему высказаться, не дискредитируя при этом весь процесс, который в этом случае выглядел бы сфабрикованным от начала до конца? Поскольку самые опытные иракские юристы были дисквалифицированы за связь с бывшим баасистским режимом, профессиональный опыт большинства членов этого трибунала очень невелик. Мало кому из них доводилось разбирать крупные уголовные дела, тем более - о серийных убийствах, аналогичных тем, которые совершил Саддам Хусейн.

Сознавая такую опасность, американцы - спонсоры этого трибунала - сделали так, чтобы иракские юристы прошли специальную подготовку: их учили вести процесс таким образом, чтобы второстепенные или "не имеющие отношения к делу" вопросы на нем не поднимались. К тому же американские эксперты наверняка будут рядом, всегда готовые (оставаясь вне поля зрения телекамер) подать совет. Чтобы пресечь любой маневр со стороны Саддама Хусейна, который может попытаться разыграть спектакль в зале суда, трибунал недавно установил правила, обязывающие бывшего иракского диктатора и его подельников использовать адвокатов. Они не смогут вызывать для дачи показаний в свою пользу свидетелей или самим защищать себя.

Кроме того, процесс не станет состязанием между прокурором, представляющим правительство, и адвокатами, представляющими Саддама и его подельников. Разбирательство будет вести судья: он сначала сам опросит всех свидетелей, а потом передаст их защите и адвокатам обвиняемых, у которых вопросов будет гораздо меньше.

Руководство трибунала со всей тщательностью подошло и к выбору первого преступления, которое будет разбираться на процессе 19 октября: оно, судя по всему, привлечет к себе наибольшее внимание. Речь идет о сравнительно "незначительной" жестокой акции, вокруг которой не осталось никаких тайн - истреблении 143 мужчин и мальчиков шиитской деревни Джубайль после покушения на Саддама Хусейна в 1982 году. Этот случай даст неопытным судьям и адвокатам хорошую тренировку: большое количество эмоциональных свидетельских показаний; полная ясность относительно того, кто отдал приказ о массовом убийстве (Саддам Хусейн сам подписал соответствующий указ); "железные" обвинения.

Конечно, никто не вспомнит, что вскоре после этой бойни, в декабре 1983 года, Дональд Рамсфельд, прекрасно знавший о методах иракского режима и об использовании химического оружия против иранских войск, в качестве посланника Рональда Рейгана приедет в Багдад с целью укрепления связей между двумя странами. Еще немного, и США стали бы фактическим союзником Саддама Хусейна.

Если иракские власти устоят перед искушением закончить на этом процесс, приговорив Саддама к смерти и приведя приговор в исполнение, они перейдут к разбору других его преступлений. Но и в этом случае все пройдет по сценарию. О незаконном вторжении Саддама в Иран в 1980 году, за которым последовала самая длинная в истории ХХ века война, унесшая около миллиона человеческих жизней, не будет сказано ни слова. Может быть, потому, что Иран до сих пор числится в списке врагов Америки. А может быть, и потому, что США, дав Саддаму добро на это вторжение, поставляли обеим воюющим сторонам оружие на сотни миллиардов долларов, чтобы продлить конфликт.

В итоге телезрители всего мира, наблюдая за процессом, претендующим на восстановление точной картины преступлений Саддама, фактически станут свидетелями переписывания истории. Как писал Джордж Оруэлл в романе "1984", "кто управляет настоящим, тот управляет прошлым". Когда процессы закончатся, Саддама Хусейна с несколькими его приближенными повесят, и Джордж Буш торжественно объявит, что правосудие свершилось.

Удастся ли провести эту операцию? Ответ на этот вопрос зависит как от нынешних событий в Ираке, так и от хода самого процесса. Если, несмотря на очевидное, различным группам, которые конфликтуют друг с другом, удастся создать новое демократическое государство, большинство иракцев будут воспринимать процесс над Саддамом законное торжество справедливости. Но если страна погрязнет в хаосе, в глазах многих людей - и не только в Ираке - Саддам Хусейн превратится в героя-патриота, очередного мученика правосудия победителей, резюмирует автор статьи в Le Temps.