Эксперты сомневаются в показаниях Шейха Мoхаммеда, признавшегося в организации терактов 11 сентября
RTV International
Эксперты сомневаются в показаниях Шейха Мoхаммеда, признавшегося в организации терактов 11 сентября
 
 
 
Эксперты сомневаются в показаниях Шейха Мoхаммеда, признавшегося в организации терактов 11 сентября
RTV International

Признания пойманного 4 года назад террориста Халида Шейха Мoхаммеда вызвали сомнения у многих экспертов, занимающихся антитеррористической деятельностью, и бывших агентов разведки. Они считают, что, по крайней мере, часть признаний Шейха Мoхаммеда - ложь. Основные причины - отсутствие доказательств его участия в планировании и организации всех этих терактов и репутация Мoхаммеда, прослывшего самовлюбленным эгоистом.

"У меня создается ощущение, что у него колоссальное эго, и он готов приписать себе все что угодно, - заявил ABC бывший высокопоставленный сотрудник спецподразделения ФБР США, занимавшийся поимкой Усамы бен Ладена, Джэк Клунан. - Чего здесь явно не хватает, так это доказательств и деталей планировавшихся акций. Этого он не может предоставить, что доказывает, что он лжец".

"Я удивлен, что он не взял на себя ответственность за убийство JFK", - язвительно заметил Клунан, имея в виду громкое убийство президента США Кеннеди в 1963 году в Далласе (штат Техас).

Кроме того, некоторые издания выразили сомнение в показаниях террориста: они считают, что вся информация добыта с применением изощренных пыток, ведь эти признания - мощное дополнительное оправдание для контртеррористических операций США и их западных союзников против "Аль-Каиды", отмечает Заголовки.ru.

В частности, "Коммерсант" замечает: "Представив Америке и всему миру Халида Шейха Мохаммеда, в Вашингтоне рассчитывали продемонстрировать успехи администрации Буша в борьбе с терроризмом". Его показания вызвали в США весьма противоречивую реакцию. Наблюдатели полагают, что некоторые заявления Халида Шейха Мохаммеда были изъяты из текста на том основании, что, якобы, они представляли собой гостайну. Кроме того, в статье напоминается, что обвиняемый был подвергнут жестким "допросам с пристрастием", факт которых и не отрицается.

Напомним, Шейх Мoхаммед признал себя ответственным за планирование и финансирование в общей сложности 28 терактов, часть из которых так и не была осуществлена. Помимо уничтожения небоскребов Всемирного торгового центра (ВТЦ) в Нью-Йорке и частичного разрушения здания Пентагона 11 сентября 2001 года, террорист, по его словам, организовал взрыв в подземном гараже все того же ВТЦ в 1993 году.

Участвовал он и в разработке неудавшегося плана взорвать в декабре 2001 года американский авиалайнер, следовавший из Парижа в Майами. Непосредственным исполнителем этой акции должен был стать британец Ричард Рид, спрятавший взрывчатку в подошве ботинок. Уже во время полета стюардесса не дала ему воспламенить некое подобие бикфордова шнура.

Халид Шейх Мохаммед также признал себя виновным в разработке планов нанесения ударов по Биг Бену и аэропорту Heathrow в Лондоне, а также взрывов на Бали. Кроме того, он обследовал ряд мостов и небоскребов в Чикаго, также намереваясь осуществить взрывы.

Кроме того, террорист сделал отдельное заявление, в котором признался, что именно он организовал похищение и убийство журналиста The Wall Street Journal Дэниела Перла в 2002 году в Пакистане. В общей сложности список совершенных и планировавшихся Мoхаммедом терактов занимает в его признании 31 пункт.

Пока не ясно, что движет Мохаммедом. Его мотивы могут варьироваться от простого желания избежать пыток до стремления показать приверженность идеям "Аль-Каиды", от желания войти в историю как священный воин до чересчур живого воображения. "Он знает, что когда дело дойдет до суда, он будет казнен. Понимая это, он видит себя священным воином, а мы предоставили ему сцену и признание, которых он не заслуживает", - считает Клунан.

Отсутствия доказательств и неспособность Мохаммеда поведать детали плана наводят на сомнения о правдоподобности его рассказов и экс-агента ЦРУ, работавшего на Ближнем Востоке, Роберта Баера.

"Проблема в том, что мы не имеем никаких доказательств, - заявил Баер, считающий, что признания Мохаммеда были выбиты из него пытками во время заключения в Гуантанамо. - Если следователи полностью подчинили его себе, он решил, что признание - это все, что от него требуется. И сделал то, к чему его все так подталкивали".