Выпускница Гарвардского университета, психолог Джоан Борисенко изучило пагубное влияние перегрузок на женщин
JoanBorysenko.com
Выпускница Гарвардского университета, психолог Джоан Борисенко изучило пагубное влияние перегрузок на женщин По ее данным, каждая десятая британская женщина работает более 45 часов в неделю. А потому многие работницы истощены физически и психически до опасного предела
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Выпускница Гарвардского университета, психолог Джоан Борисенко изучило пагубное влияние перегрузок на женщин
JoanBorysenko.com
 
 
 
По ее данным, каждая десятая британская женщина работает более 45 часов в неделю. А потому многие работницы истощены физически и психически до опасного предела
Global Look Press
 
 
 
Борисенко советует женщинам экономить время и жестко исключить из жизни все, что побуждает его разбазаривать
Global Look Press

Те работники, чей рабочий день длится более восьми часов (при пятидневной рабочей неделе), подвержены в шесть раз более высокому риску "сгореть" из-за психического и физического истощения и стресса, выяснили британские ученые. К счастью, специалисты знают, как с этим бороться и минимизировать ущерб.

Выпускница Гарвардского университета, психолог Джоан Борисенко изучило пагубное влияние перегрузок на женщин. По ее данным, каждая десятая британская женщина работает более 45 часов в неделю. А потому многие работницы истощены физически и психически до опасного предела, пишет газета The Daily Mail.

Ярким примером является история Санни Моран, бывшей сотрудницы лондонского пиар-агентства. Каждый день она вставала в 6:00, тратила на дорогу до работы полтора часа, а в офисе просиживала до 22:00, причем обеденные перерывы там не приветствовались. Санни шесть лет жертвовала ради работы здоровьем и личной жизнью, но однажды обнаружила, что нет сил даже встать с постели. Когда Санни заявила начальнику, что немедленно увольняется, он не спорил.

Впрочем, в группе риска - не только аккуратистки и трудоголички вроде Санни Моран, подчеркивает Борисенко, написавшая книги о феномене "сгорания на работе". Книга называется "Дотла: почему вы "горите" на работе и как вернуться к жизни" (Fried: Why You Burn Out And How To Revive).

Причиной этого пагубного явления зачастую становится сокращение штатов. Нагрузка на оставшихся сотрудников возрастает, но протестовать они боятся, чтобы их самих не подвели под следующее сокращение. По мнению Борисенко, особенно тяжело приходится женщинам: они более, чем мужчины, склонны угождать окружающим и игнорировать собственные потребности, говорится в статье, содержание которой приводит сайт InoPressa.ru.

В состоянии "выгорания" человек утрачивает мотивацию и жизненные силы, ненавидит свой образ жизни, отмечает Борисенко. Многие женщины замечают это состояние лишь тогда, когда оно практически необратимо. Из 2000 женщин, которых обследовала Борисенко, каждая третья принимала антидепрессанты. При этом 18% никому не сообщали об этом, а 10% вообще не рассказывали ни о чем своим мужьям.

43-летняя Хелен Макнеллен, трейдер из лондонского Сити, после нервного срыва попала в психиатрическую клинику. "Я боялась показаться слабой, потерять работу, потерять мой дом", - поясняет она. Хелен даже подъехала на машине к самому высокому зданию, которое ей попалось, и задумалась о самоубийстве, но все же вернулась домой. Это закончилось истерикой. Для Хелен срыв стал началом долгого пути к полному выздоровлению.

Симптомы "выгорания" порой напоминают депрессию, но медикаменты не помогают, подчеркивает Борисенко. Она рекомендует радикально менять образ жизни. Очень важно научиться отличать позитивный стресс от негативного. Для многих беды начинаются с убеждения, будто без напряжения сил ничего в жизни не добьешься.

"При напряжении сил производительность труда растет, но не бесконечно. В состоянии стресса гонишься за прежней "морковкой" - наградой за труды, какой она тебе видится. А затем обнаруживаешь, что продуктивность снижается: прилагаешь больше усилий, но качество сделанного падает. Так начинается "выгорание", - разъяснила Борисенко.

У женщин в этой ситуации развивается скептическое и негативное отношение к жизни. Ощущение, что ими все пренебрегают, формирует "комплекс мученицы" - женщина обижена на весь мир и считает раздражительность оправданной, замечает Борисенко.

"В состоянии подавленности, вызванном стрессом, мозг начинает работать иначе. Включается "центр страха", изменяется деятельность лобных долей, мы теряем контроль над своими эмоциями", - указывает психолог. "В каждом из нас живут Джекил и Хайд, и в состоянии стресса Хайд вырывается наружу". На работе человек вынужден сдерживать своего внутреннего Хайда, но дома срывает зло на близких. Так "выгорание" отравляет взаимоотношения.

Борисенко сама 10 лет разрывалась между наукой, воспитанием двоих детей и работой над книгами. "Она осознала, что что-то не в порядке, когда поняла, что даже в самые радостные моменты ничего не чувствует", - пишет газета.

Для работающих матерей в современной ситуации, когда работать приходится, чтобы прокормить семью, стресс особенно опасен, подчеркивает Борисенко. Она советует женщинам экономить время и жестко исключить из жизни все, что побуждает его разбазаривать.

Лучшая защита от "выгорания" - своевременный диагноз. Борисенко советует женщинам обзавестись мысленной шкалой: от "мне очень хорошо" до "у меня началось "выгорание". Регулярно оценивайте свое состояние по этой шкале и в случае чего срочно принимайте меры, советует психолог. У каждой женщины найдутся свои способы снять стресс, часто самые простые - сделать массаж или уединиться от всех ненадолго, посекретничать с подругами.

Санни Моран после "выгорания" изменила свою жизнь: завела личного тренера, похудела, а теперь проводит семинары "Новая ты" для женщин, страдающих от тех же проблем.