Жители села Храх-Уба, которое находится на территории Азербайджана, но населено российскими гражданами, протестуют против политики Баку
xpax.ucoz.ru
Жители села Храх-Уба, которое находится на территории Азербайджана, но населено российскими гражданами, протестуют против политики Баку
 
 
 
Жители села Храх-Уба, которое находится на территории Азербайджана, но населено российскими гражданами, протестуют против политики Баку
xpax.ucoz.ru

Жители села Храх-Уба, которое находится на территории Азербайджана, но населено российскими гражданами, протестуют против политики Баку. Они утверждают, что власти пытаются выжить их в РФ или отказаться от российского гражданства, однако сами они хотят, как раньше жить, в своем селе, но с российскими паспортами.

Ситуация вокруг села Храх-Уба серьезно ухудшилась после заключения президентами двух стран Дмитрием Медведевым и Ильхамом Алиевым в сентябре прошлого года договора о госгранице и межправительственного соглашения о рациональном использовании и охране водных ресурсов пограничной реки Самур. В итоге граница была перенесена в сторону России, и село Храх-Уба оказалось в глубине Азербайджана на 60 км, пишет газета "Взгляд".

В этом селе проживает около 400 человек, большинство из которых лезгины, и они часто ездят к родственникам в Дагестан. После заключения договора власти Азербайджана всячески препятствуют свободному перемещению местных жителей. Некоторым из них не дают вернуться домой, заявляя, что они "временно депортированы", но не говорят, на какой срок и по какой причине.

- Отчаявшиеся жители села готовы устроить самосожжение, чтобы достучаться до властей
- В Храх-Убе подозревают, что их земли уже проданы азербайджанским чиновникам
- Медведева поставили в известность о депортациях

Накануне в Махачкале прошел митинг против депортации жителей Храх-Убы, который собрал около 300 человек. По его итогам была принята резолюция, опубликованная на сайте села. Из этого документа следует, что жители Храх-Убы считают свое село российским анклавом на территории Азербайджана, то есть административно причисляют себя к Магарамкентскому району Дагестана, а физически находятся в составе Хачмасского района Азербайджана.

"Мы россияне, у нас российское гражданство и паспорта, но посещение большой родины для нас стало проблемой. Семьи, родственники, друзья оказались по разные стороны границ. Азербайджанские власти всеми силами препятствует поездкам в Россию, требуют, чтобы Храх-убинцы отказались от российского гражданства. Составлены списки лиц въезд, которым в анклав Храх-уба запрещен", - говорится в резолюции.

Там также отмечается, что "азербайджанская сторона требует от жителей немедленного принятия своего гражданства, в противном случае грозят депортацией без компенсации за имущество и землю, что неприемлемо для нас". Участники митинга жалуются, что все обращения в разные инстанции игнорируются или приходят в ответ отписки.

В связи с этим жители села обращаются к федеральным властям РФ и к руководству Дагестана с просьбой защитить конституционные права жителей Храх-Убы: "прекратить депортацию жителей анклава и воссоединить семьи; дать возможность беспрепятственного перехода госграницы; признать Храх-Убу российской территорией".

Представитель схода жителей Храх-Убы Айваз Панахов, который оказался на российско-азербайджанской границе и не может попасть домой, записал также личное обращение от имени односельчан. В нем он рассказывает, что, помимо угроз депортации и насильственного принуждения принять азербайджанское гражданство, участились аресты жителей села, оказывается психологическое давление. При выезде в Россию обратно не пускают.

Отчаявшиеся жители села готовы устроить самосожжение, чтобы достучаться до чиновников

Эти события уже привели к человеческим жертвам. От остановки сердца на почве нервных стрессов от постоянных угроз депортации скончалась 44-летняя Шаргия Асварова. В справке о смерти есть подтверждение о возникновении недугов сердца в результате нервных потрясений. Асвара Асварова – мужа умершей – не пропустили через границу даже на похороны собственной супруги, пишет "Независимая газета".

Мина Асварова, 1969 года рождения, заявила изданию о своем отчаянном положении, отсутствии перспектив лечения заболевших в ходе многомесячной депортации детей. "Я готова обратить внимание на произвол властей в Азербайджане, как и российских властей, бросивших своих граждан, актом самосожжения на центральной площади Махачкалы. Думаю, тогда на нас и моих детей внимания обратят. Правда, не уверена, что власти все же обеспечат защиту наших конституционных прав", - заявила доведенная до отчаяния женщина.

В Храх-Убе подозревают, что их земли уже проданы азербайджанским чиновникам

На митинге в Махачкале некоторые из выступающих напомнили, что еще в 2008 году глава МВД Азербайджана Рамиль Усубов признал, что села принадлежат России, и спрашивал у жителей совета, как переподчинить их Азербайджану.

"Сегодня нашего мнения уже не спрашивают... Наши дома и наши земли уже "распределены" между азербайджанскими чиновниками. Тот же Эльман Алиев (начальник управления Государственной миграционной службы Азербайджана) и сопровождавшая его свита открыто возмущались: "Кто вернет нам деньги, оплаченные за эти земли?" Нам не интересно, кто и кому заплатил деньги за наши дома. Мы не намерены их продавать никому. Мы россияне", – сообщили выступавшие храхубинцы.

Председатель посевных работ сельской общины Вахид Абдуллаев также рассказал прессе, что его отказались пропускать обратно в село, когда он хотел вернуться из райцентра Магарамкента после закупки удобрений и запасных частей для сельхозтехники. Пограничники заявили, что он "подлежит временной депортации".

В телефонной беседе с Эльманом Алиевым на просьбу пропустить Абдуллаева обратно в село был получен ответ: "Как только он продаст мне свой дом в селе, так сразу же его пропустят обратно через границу без всяких проблем". В Храх-Убе у Вахида остались жена и трое малолетних детей.

Медведева поставили в известность о депортациях

Между тем ни российские, ни азербайджанские чиновники не могут предложить выход из ситуации. Министр по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана Бекмурза Бекмурзаев после митинга в Махачкале заверил собравшихся, что об их проблемах знают и ими занимаются на самом высоком уровне.

"Все будет решаться в рамках российско-азербайджанских отношений на основании действующих норм международного права. Мы будем продолжать решать эти вопросы в рабочем порядке, президент РФ в курсе ситуации, так же как и глава нашей республики. Окончательное решение будет за народом", – подчеркнул чиновник, добавив, что эти проблемы существуют еще с периода распада СССР.

Впрочем, по его словам, мнения жителей села разделились: одни хотят остаться в Азербайджане, другие - переехать в Россию. Для переселения нужно принимать федеральную программу, а Дагестан, по его словам, не входит в список земель, куда можно организовывать массовое компактное переселение.

Бекмурзаев пояснил также, что на территории Азербайджана есть два села, в которых проживают российские граждане. Помимо Храх-Убы, это еще Урьян-уба. Однако он подчеркнул, что они не являются анклавами, так как такой статус не предусмотрен международными соглашениями между РФ и Азербайджаном.

Пресс-секретарь МИД Азербайджана Эльхан Полухов также заявил, что в соглашении о госгранице нет упоминания об анклавности: "Все населенные пункты на территории Азербайджана относятся к нашей стране".

"Тут есть два выхода. Или жители анклавов принимают гражданство Азербайджана, или они соглашаются на двойное гражданство, но оба варианта не устраивают храхубинцев", - утверждает, в свою очередь, Бекмурзаев. Но стоит отметить, что Баку не признает двойного гражданства, так что фактически чиновник не оставляет жителям Храх-Убы никакого выбора. К тому же, по его словам, иностранные граждане не имеют права собственности на территории Азербайджана.