Шансы Украины вернуть Донбасс минимальны, а отношения с РФ будут строиться по "грузинской" модели
Moscow-Live.ru
Шансы Украины вернуть Донбасс минимальны, а отношения с РФ будут строиться по "грузинской" модели На заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины 7 декабря приняли один из сценариев реинтеграции Донбасса, который будет реализовываться как основной
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Шансы Украины вернуть Донбасс минимальны, а отношения с РФ будут строиться по "грузинской" модели
Moscow-Live.ru
 
 
 
На заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины 7 декабря приняли один из сценариев реинтеграции Донбасса, который будет реализовываться как основной
rnbo.gov.ua
 
 
 
Премьер-министр Украины Алексей Гончарук
kmu.gov.ua

На заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины 7 декабря приняли один из сценариев реинтеграции Донбасса, который будет реализовываться как основной. Он заключается в дипломатическом урегулировании, заявил премьер-министр Украины Алексей Гончарук.

"План А заключается в том, чтобы урегулировать этот конфликт дипломатическим путем, чтобы двигаться к миру, при этом, конечно, отстаивая национальные интересы. Ни о какой сдаче национальных интересов в смысле отказа от территориальной целостности, от суверенитета речи быть не может принципиально. Крым и Донбасс - это территория Украины, и там живут украинцы. И мы будем бороться за них, за их возвращение домой", - сказал Гончарук в эфире программы "ТСН.Тиждень" на телеканале "1+1".

Он добавил, что мирный процесс не может быть быстрым, и двигаться к нему необходимо "шаг за шагом", поэтому предстоящая встреча в рамках "нормандского" саммита - "это уже победа президента Зеленского".

В то же время "Коммерсант" отмечает, что прорывных решений в рамках саммита ждать не стоит. Украинские власти понимают, что выполнение ими минских соглашений превратит Донбасс в альтернативный, неподконтрольный Киеву центр влияния на внешнюю и внутреннюю политику, и намерены передоговориться по этому поводу. Россию же устраивает либо полное выполнение соглашений, либо сохранение статус-кво, говорится в статье.

Как напоминает газета, Москва и Киев последние полгода работали над созданием положительного фона для переговоров. Президенты России и Украины неоднократно созванивались, их помощники Владислав Сурков и Андрей Ермак встречались, согласовали и зафиксировали на бумаге "формулу Штайнмайера", которая предполагает вступление в силу закона об особом статусе Донбасса после проведения там выборов, если ОБСЕ признает их свободными и честными. Также было обеспечено разведение сил и средств конфликтующих сторон в Станице Луганской, Петровском и Золотом, а в сентябре Россия и Украина обменялись осужденными и удерживаемыми лицами.

- InoPressa: позиции России и Украины остаются несовместимыми

Кроме того, РФ вернула Киеву катера и буксир, задержанные в Керченском проливе: возвращение моряков и кораблей Владимир Зеленский записал на свой счет, как и сам саммит. По его словам, именно Украина "дожала" остальных в вопросе разблокирования переговоров по Донбассу. Главным же обещанием Зеленского было и остается установление мира на востоке страны и восстановление ее территориальной целостности. Президент Украины заявил, что хочет "привезти с нормандской встречи понимание и ощущение, что действительно все хотят постепенно закончить эту трагическую войну".

На упомянутом закрытом заседании Совета национальной безопасности и обороны 7 декабря были обозначены переговорные приоритеты на будущее: обмен пленными между Киевом и непризнанными республиками по принципу "всех на всех", восстановление контроля над участком границы с РФ, где его нет с 2014 года, прекращение огня по всей линии соприкосновения. При этом контроль Киева над границей должен быть восстановлен до проведения выборов на территории ДНР и ЛНР, которые, по мысли Украины, должны пройти 31 октября 2020 года одновременно с местными выборами по всей стране.

Как отмечает "Коммерсант", соответствующие договоренности были отражены и в Минском протоколе 2014 года, и в подписанном годом позже "Комплексе мер по выполнению минских соглашений", однако не выполнены до сих пор. Россия между тем продолжает настаивать на выполнении прежде всего минских соглашений, согласно которым восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта должно начаться в первый день после местных выборов, а сами детали выборов должны обсуждаться только после разведения войск и отвода вооружений и техники по всей линии соприкосновения. Пересмотр же минских соглашений недопустим.

Эту позицию, по словам российских представителей, разделяют и европейские коллеги: в Париже и Берлине не раз говорили о том, что альтернативы минским соглашениям нет. Глава МИД ДНР Наталья Никонорова полагает, что в рамках встречи в нормандском формате Зеленскому "объяснят" недопустимость корректировки соглашений, одобренных Совбезом ООН.

По ее мнению, Киеву следует продлить существующий временный закон "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", а затем закрепить его положения в конституции Украины. Формулировка, которую предстоит закрепить в конституции, должна быть согласована контактной группой в Минске. В свою очередь, глава украинского МИДа Вадим Пристайко назвал закрепление особого статуса в конституции "красной линией", за которую Киев не шагнет ни при каких обстоятельствах.

По мнению СМИ, особый статус, предусмотренный минскими соглашениями, превратит территорию ДНР и ЛНР в "государство в государстве" с альтернативным Киеву центром влияния на принятие ключевых решений, в том числе внешнеполитических. На создание анклава, неподконтрольного центральной власти, сам Киев идти не готов, а выход из минских соглашений в одностороннем порядке только ухудшит ситуацию. Поэтому единственным вероятным итогом активизировавшихся переговоров по Донбассу может стать новый обмен удерживаемыми лицами.

Отмечается, что Москву, в отсутствие прогресса в выполнении минских соглашений, вполне устраивает статус-кво: перспективы вступления Украины в НАТО и ЕС после 2014 года стали весьма туманными, а замораживание конфликтов по образцу Грузии и Приднестровья остается эффективным инструментом торможения дрейфа бывших советских республик на Запад. Хотя это грозит резким ухудшением отношений Москвы с этими странами и санкциями со стороны ЕС и США, пример Грузии показывает, что сотрудничеству в экономике и других сферах дипломатические проблемы не мешают.