Жену опального китайского политика, обвиненную в убийстве британца, судили всего один день
Reuters
Жену опального китайского политика, обвиненную в убийстве британца, судили всего один день
 
 
 
Жену опального китайского политика, обвиненную в убийстве британца, судили всего один день
Reuters

В Китае в течение одного дня завершился громкий судебный процесс над 53-летней супругой опального политика Бо Силая - Гу Кайлай. Женщину подозревают в убийстве своего бизнес-партнера - британского бизнесмена Нила Хейвуда. Ей и ее помощнику Чжану Сяоцзюню, который, по приказу хозяйки якобы отравил иностранца, грозит смертная казнь.

В ходе заседания оба признали свою вину, при этом Гу Кайлай, как отмечают представители суда, держалась спокойно. Адвокат женщины, назначенный государством, заявил, что она ответственна за смерть Нила Хейвуда, отмечает британская вещательная корпорация BBC. В свою очередь, агентство Xinhua сообщает, что у стороны обвинения есть все доказательства вины обоих подсудимых. Дата оглашения приговора будет озвучена позже.

Британский бизнесмен был найден мертвым в отеле в Чунцине на юго-западе Китая 15 ноября 2011 года. Местные власти связали его смерть с алкогольным отравлением, хотя друзья покойного утверждали, что пил он мало. Спустя три месяца появился слух, что британец был отравлен, и тогда Соединенное Королевство потребовало повторного расследования.

У Хейвуда были общие дела с Гу, которая занималась бизнесом - владела крупным адвокатским бюро. По расхожей версии, попавшей в западную прессу, британец помогал жене Бо Силая переводить за рубеж крупные суммы денег. Потом они поссорились. Есть версия, что Хейвуд припугнул бывшую партнершу, что, если с ним что-нибудь случится, копии компрометирующих Гу и самого Бо документов станут достоянием гласности, пишут "Новые Известия".

Бо Силай - сын известного китайского политика Бо Ибо, одного из так называемых "восьми бессмертных" Коммунистической партии Китая. С 2004 по 2007 годы Бо Силай был министром торговли, а потом вошел в политбюро ЦК партии и стал главой Чунциня, крупнейшего мегаполиса и промышленного центра КНР с населением около 30 млн человек.

Бо Силай считался вероятным кандидатом на один из высших постов в политбюро после предстоящей в 2013 году ротации во власти, но его карьера резко прервалась в марте этого года, когда был арестован его помощник, шеф чунцинской полиции Ван Лицзюн. Вице-мэра взяли под стражу после посещения американского генконсульства, где он попросил убежища.

По другим данным, Ван Лицзюн заподозрил неладное, нашел доказательства вины Гу Кайлай и представил их Бо Силаю. Сообщалось, что Бо был очень зол и выгнал Вана из своего кабинета. Чуть позже он вернул помощника и заявил, что дает согласие на продолжение расследования. Однако через пару дней политик вновь передумал и попытался замять расследование и защитить жену.

Именно этот "ход" Бо и послужил причиной того, что Ван бежал в консульство США в очевидной попытке найти политическое убежище, что в итоге и стало поводом для отставки 62-летнего чиновника и поставило крест на его политической карьере.

В свою очередь некоторые эксперты считают, что скандал вокруг Гу Кайлай является политической игрой перед сменой элит в КНР. "Попытка внешних сил раскачать ситуацию в Китае накануне XVIII съезда партии, очень важного для политической жизни страны, поскольку меняется одно поколение на другое китайских руководителей. И для того, чтобы в международном ключе срезонировать эти все вещи и показать, что в правящей верхушке не совсем все гладко. Хотя, конечно, очень умело была использована эта ситуация со смертью английского коммерсанта и вещь, конечно, неприятная для самого Бо Силая, и для тех, кто за ним стоит", - заявил "Коммерсант FM" эксперт Российского института стратегических исследований Константин Кокарев.

Также высказывается мнение, что Бо Силай, из-за начатого им в Чунцине "возвращения к социалистическим нормам" с собраниями, манифестациями, лозунгами и коллективным пением революционных песен представлял опасность для сторонников нынешней китайской модели, сочетающей руководящую роль партии и рыночную экономику.