В комитете Сената США по разведке начались слушания, на которых даст показания Джеймс Коми, уволенный 9 мая с поста директора ФБР президентом страны Дональдом Трампом
Reuters
В комитете Сената США по разведке начались слушания, на которых даст показания Джеймс Коми, уволенный 9 мая с поста директора ФБР президентом страны Дональдом Трампом Коми принес клятву, а затем начались вопросы со стороны сенаторов
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В комитете Сената США по разведке начались слушания, на которых даст показания Джеймс Коми, уволенный 9 мая с поста директора ФБР президентом страны Дональдом Трампом
Reuters
 
 
 
Коми принес клятву, а затем начались вопросы со стороны сенаторов
Reuters
 
 
 
Слушания будут проходить в два этапа: сначала Коми выступит с публичной речью, а затем начнется закрытая часть, и журналистов выведут из зала
Reuters

В комитете Сената США по разведке прошли слушания, на которых впервые дал показания Джеймс Коми, уволенный 9 мая с поста директора ФБР президентом страны Дональдом Трампом. Прямая трансляция велась сразу на трех национальных американских каналах - ABC, CBS и NBC. На русском языке слушания транслировались на канале радио "Свобода" в YouTube.

Если коротко резюмировать услышанное на заседании, то можно выделить несколько важных заявлений Джеймса Коми. Во-первых, Россия, по его словам, действительно проводила кибератаки на правительственные и околоправительственные объекты. Причем это была целая спланированная программа, а атаки являлись ее проявлением - одна из мощнейших произошла в конце лета 2015 года. Во-вторых, Коми сказал, что ему неизвестно о фактах прямого вмешательства РФ в выборы президента США в 2016 году, но известно об атаках на тысячи правительственных объектов с целью повлиять на ход выборной кампании.

Еще один важный момент слушаний, но уже касающийся внутренней политики США, - это встречи Коми и Трампа тет-а-тет. При такой встрече в Овальном кабинете, как признался Коми, он проявил малодушие, поскольку не сказал президенту, что это нарушение процессуальных норм: директор ФБР не должен обсуждать с главой США рабочие вопросы в таком формате, поскольку могут возникнуть вопросы к объективности работы ведомства.

- Адвокат Трампа пообещал привлечь к ответственности экс-главу ФБР за ответы в сенате
- Коми поставил Трампа перед перспективой уголовного расследования
- В Кремле рассказали о ежедневных хакерских атаках из США на сайт Путина
- Коми заявил, что была третья встреча Сешнса с послом РФ Кисляком

Если полностью описывать слушания, то начались они со вступительных слов сенаторов, в которых объяснялась суть происходящего: почему Коми был вызван на слушания и какие ответы от него хотелось бы услышать. Также из выступлений сенаторов следовало, что заседание будет проходить условно в два этапа. Первый - публичная часть, где будет присутствовать пресса и все желающие смогут услышать вопросы к Коми и его ответы; и второй - закрытая часть слушаний, где Коми поделился с сенаторами той информацией, которую счел нужным не разглашать в открытой части беседы (во время открытых слушаний он так и говорил, что эту часть ответа он сможет "озвучить на закрытой части совещания"). После этих коротких выступлений нескольких сенаторов с небольшим заявлением к собравшимся обратился сам Коми.

"Я свое заявление уже подал и не буду его повторять", - сказал он. По словам Коми, когда он находился в должности главы ФБР, президент Трамп часто ему говорил, что он "хорошо справляется", что многие в бюро относятся к нему с уважением. Однако, как сказал Коми во время своей речи в сенате, он был крайне удивлен, когда Белый дом начал объяснять причины его увольнения. Было заявлено, что он плохо справляется со своей работой, и это, по словам Коми, сильно его оскорбило. Он пояснил, что почувствовал себя опороченным и опозоренным перед коллективом.

После этой речи Коми принес клятву, и начались вопросы со стороны сенаторов. Один из первых прозвучал так: "Есть ли у вас сомнения, что Россия пыталась вмешаться в выборы?". "Нет", - ответил Коми. "Есть ли у вас сомнения, что Россия стоит за вторжением в файлы голосующих?" - продолжил сенатор. "Нет", - ответил Коми. "Вы уверены, что никакие голоса не были изменены в 2016 году?" - спросил сенатор. "У меня не было никаких доказательств на тот момент, когда я был в должности", - сказал Коми.

По словам экс-директора ФБР, впервые он узнал о массированных попытках России вмешаться во внутреннюю политику США посредством кибератак летом 2015 года. "Когда вам стало известно о первой кибератаке со стороны России?" - спросил сенатор. "В конце лета 2015 года было первое вторжение со стороны России. Это была массивная атака, направленная на правительственные и околоправительственные институты. Против сотен, может быть, тысяч объектов, чтобы повлиять на исход выборов", - ответил Коми.

После еще нескольких вопросов Коми сказал: "Здесь нет сомнений, что Россия вмешалась в наши выборы. Они это сделали решительно, продуманно и используя значительные технические ресурсы. Приказ был отдан с самого верха. Это настолько не фейковые новости, насколько это возможно. Это был враждебный акт со стороны России", - заявил Коми. Президент РФ Владимир Путин 3 июня заявил, что за вмешательством в выборы США могут стоять американские хакеры, а через два дня - 5 июня - назвал бессмысленным занятием попытки влиять на исход выборов в той или иной стране, поскольку "президенты приходят и уходят".

Впрочем, на этом ответы Коми сенаторам по поводу России не закончились. На вопрос сенатора-демократа от штата Калифорния Дайянны Файнштейн, повлияло ли, по мнению Коми, "российское расследование" на его увольнение, экс-директор ФБР заявил: "Да, потому что я видел, как президент лично говорил об этом". В то же время Коми заявил, что ни Трамп, ни представители Белого дома, ни руководство Минюста США никогда не просили его прекратить расследование о вмешательстве РФ в президентские выборы.

На слушаниях в сенате Коми также рассказал о том, что Трамп просил его публично заявить, что глава государства не является объектом расследования возможного вмешательства России в избирательную кампанию. Коми ответил президенту, что он посмотрит, что можно сделать. При этом он пояснил, что сама формулировка "мы посмотрим, что можно сделать" была "слегка малодушным способом" закончить разговор.

Вскоре после окончания разговора Коми рассказал о диалоге с президентом своим коллегам из ФБР. "Президент США попросил вас прекратить расследование. Что подумали об этом ваши коллеги?" - поинтересовался сенатор у Коми. "Они были шокированы, они были очень взволнованы", - ответил он.

Бывший директор ФБР признал, что после диалогов с Трампом, во время которых речь заходила о расследовании российских кибератак, он документировал общение с президентом, потому что отдельные заявления главы государства вызвали у него беспокойство. В частности, одна из таких записей содержала просьбу президента прекратить расследование в отношении Майкла Флинна, который на тот момент занимал должность помощника главы государства по вопросам национальной безопасности.

"В пятницу после моего увольнения президент написал в твиттере, что мне стоит надеяться, что не существует записей наших разговоров. В понедельник я проснулся посреди ночи, потому что меня не сразу осенило, что могут быть свидетельства, записи разговоров. Я решил, что нужно вынести мои записи в публичное поле, и попросил своего друга показать их содержание журналистам", - объяснил Коми.

По его словам, он передал запись, в которой содержалась просьба Трампа прекратить расследование в отношении Флинна, "своему хорошему другу, профессору юриспруденции из Колумбийского университета", чтобы уже тот раскрыл содержание разговора Коми и Трампа журналистам. Статья, основанная на заметках Коми, была опубликована газетой The New York Times 16 мая 2017 года.

Коми подчеркнул, что если бы он сам напрямую передал прессе записку, то "это походило бы на кормление чаек на пляже". Он надеялся, что публикация этих документов "приведет к назначению Минюстом США специального прокурора" для координации расследования утверждений о вмешательстве РФ в прошлогодние президентские выборы, что и произошло.

Бывший директор ФБР также акцентировал внимание сенаторов на том, что Трамп мог солгать о содержании их разговоров. На вопрос, зачем он делал подробные записи после бесед с президентом, Коми пояснил: "Потому что знал, что он может солгать. Мне нужны были письменные документы. Считайте это профессиональной интуицией".

13 февраля Флинн был вынужден уйти в отставку из-за того, что не в полной мере проинформировал вице-президента США Майкла Пенса о своих контактах с послом России в Вашингтоне Сергеем Кисляком. СМИ сообщали о телефонных переговорах, на которых Флинн якобы намекал на возможность отмены антироссийских санкций.

После этих ответов Коми в заседании комитета сената по разведке был объявлен перерыв. Затем последовала закрытая часть слушаний, на которую СМИ не пустили.

Коми на закрытой встрече заявил, что была третья встреча Сешнса с послом РФ Кисляком

Телеканал CNN cо ссылкой на свои источники утверждает, что экс-директор ФБР Джеймс Коми на закрытых слушаниях сообщил сенаторам о третьей встрече действующего генпрокурора США Джеффа Сешнса и посла РФ в Вашингтоне Сергея Кисляка, которого называют инициатором создания "секретного канала связи" между командой Трампа и Кремлем.

"Информация частично основана на перехватах внутренней российской переписки, где обсуждалась встреча", - сообщили телеканалу три источника, знакомые с информацией.

В начале июня CNN уже сообщал, что конгресс США проверяет информацию о возможной "дополнительной частной встрече" Сешнса с Кисляком в прошлом году во время президентской кампании. По данным источников телеканала, встреча могла состояться 27 апреля 2016 года в отеле Mayflower в Вашингтоне, где на тот момент кандидат в президенты США Дональд Трамп выступал со своей первой крупной речью на тему внешней политики.

Сешнс взял самоотвод от расследования любых дел, связанных с выборами в США. Это произошло вскоре после того, как в американских СМИ появилась информация о двух его встречах с послом России в США Кисляком. Представители демократов на этом основании потребовали отставки Сешнса, а также учреждения специального прокурора, который расследовал бы, во-первых, попытки предполагаемого вмешательства РФ в выборы в США, а также связи с Россией представителей избирательного штаба президента США Трампа.