Москва и Пекин уже в ближайшее время могут подписать крупнейший за последнее десятилетие оружейный контракт на поставку Китаю 48 многофункциональных истребителей Су-35 общей стоимостью 4 млрд долларов
Архив NEWSru.com
Москва и Пекин уже в ближайшее время могут подписать крупнейший за последнее десятилетие оружейный контракт на поставку Китаю 48 многофункциональных истребителей Су-35 общей стоимостью 4 млрд долларов Су-35
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Москва и Пекин уже в ближайшее время могут подписать крупнейший за последнее десятилетие оружейный контракт на поставку Китаю 48 многофункциональных истребителей Су-35 общей стоимостью 4 млрд долларов
Архив NEWSru.com
 
 
 

Москва и Пекин уже в ближайшее время могут подписать крупнейший за последнее десятилетие оружейный контракт на поставку Китаю 48 многофункциональных истребителей Су-35 общей стоимостью 4 млрд долларов. О переговорах между двумя странами на эту тему газете "Коммерсант" рассказали сразу несколько источников в российском ОПК, а также собеседник, близкий к китайской части межправительственной комиссии.

Информация появилась на фоне сообщений о том, что в этом году впервые в истории бюджет китайской армии превысит 100 млрд долларов. Военные расходы в размере 670 млрд юаней (106,4 млрд долларов) на этой неделе должен утвердить высший орган государственной власти - Всекитайское собрание народных представителей. Бюджет в области обороны в этом году превышает прошлогодний на 11,2%.

Россия и Китай практически сошлись в количестве продукции для поставки: Китай выразил готовность закупить 48 истребителей Су-35, сообщил "Коммерсанту" источник, близкий к системе ВТС. Пока предполагается, что за каждый самолет китайские власти заплатят около 85 млн долларов, однако не исключено, что цена в процессе переговоров может измениться.

Контракт должен стать крупнейшей сделкой в истории российско-китайского военно-технического сотрудничества за последние годы. Доля КНР в российском оружейном экспорте неуклонно снижается, а с 2003 года значительные оружейные контракты с Пекином Москва вообще не заключала, отмечает газета.

Москва настаивает на юридических гарантиях отказа от копирования. Китай уклоняется

В то же время, несмотря на взаимную готовность РФ и КНР заключить договор, стороны пока не могут прийти к компромиссу по одному важному вопросу. "Коммерсант" выяснил, что Москва, чтобы оградить себя от потенциального конкурента на рынках других стран, настаивает на оформлении юридических гарантий отказа Пекина от копирования российских истребителей.

Хотя четыре года назад Россия и Китай заключали рамочное соглашение об охране интеллектуальной собственности в сфере ВТС, Россия настаивает на подписании отдельного дополнительного соглашения. Китай по понятным причинам такие гарантии пока давать не спешит.

Настойчивость Москвы по этому вопросу объясняется неприятными инцидентами, которые произошли в прежние годы. Так, китайский истребитель J-10 является, по сути, копией российского Су-27, J-11 - аналогом Су-30, а FC-1 повторяет истребитель МиГ-29. Все эти самолеты были в распоряжении китайских инженеров, которые их досконально изучили.

Аналогом российского самолета Су-33 является и китайский J-15 - его китайцы скопировали с опытного образца Т10К, попавшего к ним с Украины. Недавно на авиазаводе в Шэньяне была создана китайская копия истребителя Су-30МК2 - J-16.

В правительстве РФ изданию напомнили, что российские оригиналы и китайские копии самолетов уже конкурировали на рынках третьих стран. В 2009 году МиГ-29 и FC-1 вышли на рынок Мьянмы, а через год - Египта. Причем хотя китайская машина и отставала по техническим характеристикам от российского оригинала, ее неоспоримым достоинством в глазах покупателей стала ее выгодная цена - около 10 млн долларов против 35 миллионов.

По мнению экспертов, Китай сделает все, чтобы обойти требование России дать юридические гарантии в отказе на копировании самолетов, так как одним из главных мотивов Пекина при заключении подобного контракта как раз является доступ к новейшим российским технологиям в области вооружения.

К Су-35 китайские военные проявляют интерес с 2008 года. В 2010-м появилась неофициальная информация о желании Китая приобрести партию российских истребителей, однако официально эти сведения были подтверждены лишь в прошлом месяце.

Су-35 (по классификации НАТО Flanker-E+) представляет собой истребитель поколения 4++ большого радиуса действия. Самолет способен развивать скорость до 2,5 тыс. км в час, дальность его полета составляет 3,4 тыс. км. Истребитель имеет на вооружении 30-миллиметровую пушку, у самолета есть 12 точек подвески для навесного вооружения, в том числе для ракет и бомб.

Военный бюджет КНР в этом году превысит 100 млрд долларов

Китай накануне объявил, что оборонный бюджет страны в 2012 году вырастет на 11,2% и составит 670 млрд юаней (106,4 млрд долларов). Об этом заявил, выступая перед открытием ежегодной сессии Всекитайского собрания народных представителей, которое должно утвердить бюджет, представитель ВСНП Ли Чжаосин. Китайские власти заверяют, что главной задачей является обеспечение армии вооружением для победы в локальных войнах, а не установление глобального военного лидерства в регионе.

Несмотря на снижение темпов роста экономики, Пекин продолжает наращивать оборонные расходы, пишет газета "Коммерсант". За предыдущие 20 лет военный бюджет КНР рос в среднем на 13% в год.

Как писали СМИ, в последнее время Китай активно укрепляет флот и ВВС. Так, в прошлом году начались ходовые испытания первого китайского авианосца, а летом сообщалось, что Китай совершил технологический прорыв, создав второй перспективный истребитель пятого поколения.

По оценке экспертов, реальный военный бюджет КНР еще больше заявленного и достигает 160 млрд долларов - дело в том, что в бюджет Минобороны не включаются расходы на некоторые военные НИОКР, а также на закупку иностранной техники. Но несмотря на титанические усилия в увеличении военной мощи, по объемам военных расходов Китай все-таки заметно отстает от США с бюджетом 613,9 млрд долларов.

Хотя Пекин уверяет, что рост оборонных расходов не приведет к милитаризации внешней политики, соседи Китая крайне обеспокоены его позицией по этому вопросу.