о словам главы Высшей аттестационной комиссии Михаила Кирпичникова, примерно 10 тыс. диссертаций, или 20-30% от общего количества защищаемых в год диссертаций, ежегодно пишутся отнюдь не официальными авторами, а изготавливаются по заказу за деньги
http://echo.msk.ru
о словам главы Высшей аттестационной комиссии Михаила Кирпичникова, примерно 10 тыс. диссертаций, или 20-30% от общего количества защищаемых в год диссертаций, ежегодно пишутся отнюдь не официальными авторами, а изготавливаются по заказу за деньги
 
 
 
о словам главы Высшей аттестационной комиссии Михаила Кирпичникова, примерно 10 тыс. диссертаций, или 20-30% от общего количества защищаемых в год диссертаций, ежегодно пишутся отнюдь не официальными авторами, а изготавливаются по заказу за деньги
http://echo.msk.ru

В последнее время увеличилось количество диссертаций, которые защищаются людьми, не имеющими никакого отношения к науке. По словам главы Высшей аттестационной комиссии Михаила Кирпичникова, примерно 10 тыс. диссертаций, или 20-30% от общего количества защищаемых в год диссертаций, ежегодно пишутся отнюдь не официальными авторами, а изготавливаются по заказу за деньги. Многим научное звание необходимо, чтобы добавить себе несколько заветных слов на визитке. При этом все прекрасно понимают, что далеко не все высокопоставленные соискатели лично корпели над своими работами, пишут "Новые известия".

Поэтому, напомним, в России с 15 июня ужесточаются требования к кандидатским и докторским диссертациям. Согласно новым правилам, будущие доктора и кандидаты теперь обязаны публиковать свои рефераты в научных журналах Высшей аттестационной комиссии, которые читает все ученое сообщество. А для рассмотрения диссертационных работ тех, кто не имеет непосредственного отношения к науке, предполагается создать отдельные советы, состоящие из представителей нескольких научных учреждений. По мнению академиков, это позволит исключить ситуации, когда высокопоставленные соискатели автоматически проходят защиту в том институте, в котором им "помогали" подготовить научный труд.

- Кто из чиновников и депутатов успел защититься по старым правилам
- А кто не имеет ученых степеней

Глава ВАК Михаил Кирпичников надеется, что более строгие меры заставят лишний раз задуматься людей, которые покупают диссертации. Особое внимание будет уделяться научным работам чиновников и представителей бизнеса, многие из которых рассматривают кандидатскую и докторскую степень как дополнительный фактор престижа.

Следует отметить, что в начале апреля 2006 года диссертационный скандал затронул и президента России Владимира Путина. Любознательный американский экономист Клиффорд Гэдди, изучивший кандидатскую диссертацию Путина в экономической области, пришел к выводу, что часть работы является плагиатом.

Кто из чиновников и депутатов успел защититься по старым правилам

Многие известные чиновники и депутаты успели защититься по старым правилам. Последним из них стал председатель правительства Чечни Рамзан Кадыров, который стал кандидатом экономических наук, защитив в Махачкалинском институте бизнеса и права диссертацию на тему "Оптимальное управление договорными отношениями между основными участниками строительного производства".

Большинство политиков отражают в своих научных трудах результаты своей трудовой биографии. Так, премьер-министр Михаил Фрадков, некогда возглавлявший Министерство внешней торговли, написал о внешнеэкономических связях России. Спикер Госдумы Борис Грызлов взял в качестве объекта своего изучения политические партии в современной России.

А лидер КПРФ Геннадий Зюганов исследовал основные направления развития социалистического образа жизни на примере крупных городов страны. Позже лидер коммунистов стал доктором философских наук после защиты диссертации "Россия и современный мир".

А у экс-губернатора Санкт-Петербурга, а ныне министра регионального развития Владимира Яковлева научный труд посвящен градоведению. Он исследовал родной город как комплексный механизм. Борец и депутат Госдумы Александр Карелин носит гордое звание доктора педагогических наук. Он защитил диссертацию под названием "Система интегральной подготовки высококвалифицированных борцов".

А вот лидер ЛДПР Владимир Жириновский умудрился получить степень доктора наук, минуя степень кандидата. Обычно перескочить ступеньку позволяется лицам, проявившим выдающиеся заслуги в научной деятельности. Так как у Жириновского подобных заслуг не наблюдалось, сначала академики такую привилегию лидеру ЛДПР давать не хотели. Но Жириновский устроил из своей защиты настоящее политическое шоу, привлек сторонников, которые в прямом смысле атаковали ученый совет, требуя позволить своему лидеру стать доктором наук. И добились своего: академики не выдержали напора Жириновского. Жириновский стал доктором, представив эпохальный труд "Настоящее, прошлое и будущее русского народа".

Самой необычной научной работой по сей день считается кандидатская диссертация главы Счетной палаты Сергея Степашина, который еще в прошлом веке выбрал темой своего исследования "Партийное руководство противопожарными формированиями Ленинграда в годы Великой Отечественной войны". Впрочем, после этого председатель Счетной палаты реабилитировался, защитив докторскую работу уже под более благозвучным названием – "Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности РФ". Не зря он в свое время занимал должность директора Федеральной службы контрразведки.

Последовательный борец с плановой экономикой Анатолий Чубайс стал кандидатом экономических наук, разработав методы планирования. Бывший же глава Генштаба Анатолий Квашнин умудрился защитить докторскую диссертацию в разгар набегов боевиков в Ингушетию. Вместо того чтобы применить свои боевые познания на практике, он предпочел удариться в теорию и написал работу "О развитии Вооруженных сил до 2001 года". Начальство, узнав о научных успехах генерала, было весьма раздосадовано.

Примечательно, что многие "высокие" кандидатские защищаются, когда политик находится на высокой должности. Иван Рыбкин защитил докторскую по теме: "Становление и развитие парламентаризма в России", естественно, будучи на тот момент руководителем российского парламента. Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска написала работу, посвященную становлению местных представительных органов власти на примере Поволжья, занимая кресло первого заместителя председателя парламента.

Ученые губернаторы

Считает своим долгом получить степень кандидата или доктора и каждый уважающий себя глава региона. Так, губернатор Свердловской области Эдуард Россель кандидатскую диссертацию с мудреным названием "Технико-экономическое обоснование количества типоразмеров фундаментов под каркасы промышленных зданий и сооружений" защитил еще в 1972 году. Уже будучи губернатором, он повысил свой уровень, став в 2001 году доктором экономических наук. "Регулирование экономического развития промышленно развитого субъекта Федерации" - именно так звучит тема его докторской.

Губернатор Саратовской области, доктор исторических наук, профессор Дмитрий Аяцков над обеими своими диссертациями трудился под крышей местного Социально-экономического университета. В 1997 году он защитил кандидатскую диссертацию "Становление местного самоуправления в РФ в 90-е годы", в 1999 – докторскую, в которой попытался осмыслить судьбу федерализма в России.

Кто из политиков не имеет ученых степеней

Но есть высокопоставленные политики, которые полагают, что и без всяких почетных званий неплохо справляются со своей работой. Например, несмотря на свои четыре высших образования, не является ни кандидатом, ни доктором наук спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Нет никаких степеней у замглавы президентской администрации Владислава Суркова, который и диплом-то о высшем образовании получил сравнительно недавно - в конце 90-х годов. Возглавляет Татарстан, не обладая званием кандидата или доктора, Минтимер Шаймиев. Не до повышения научной квалификации было и президенту Чеченской Республики Алу Алханову.

Президент Института современной политики Владимир Лысенко говорит, что вполне понятно, почему политики так стремятся стать кандидатами или докторами разных наук. "Первая причина в том, что еще с советских времен иметь степень кандидата было очень престижно, а стать доктором – это вообще был высший пилотаж, – объяснил Лысенко. – Вторая причина – многие известные люди, которые, может быть, и перо в руках никогда не держали, имеют серьезные должности. И им неудобно, когда вокруг них все клерки имеют научные степени".

Проанализировав ситуацию, Владимир Лысенко пришел к выводу, что половина губернаторов писали свои труды самостоятельно. В основном это те, кто защищался в начале 90-х. Большинство же из тех, кто делает это сейчас, чаще всего доверяли другим писать свои диссертации. Поэтому политолог поддерживает меры по ужесточению ситуации в области научных работ и считает, что это поможет решить и другую проблему, когда заказные работы одних чиновников способствуют настороженному отношению к работам других. "Я защищал диссертацию в 1995 году в Институте государства и права Российской академии наук. Я тогда был депутатом Госдумы. Передо мной одна "заказная" работа прошла. И мне в отместку комиссия устроила целых четыре предзащиты", – поделился он.

Пострадал от своих недобросовестных коллег и председатель думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. "Я писал кандидатскую и докторскую, работая в должности заместителей министров. Мне защищаться было сложно, у меня фактически вторая защита была, – рассказал депутат. – Меня с пристрастием расспрашивали, но я на все отвечал. Докторская моя называлась "Право собственности на жилые помещения". У меня было десятка полтора книг на эту тему, потом вышла вторая часть Гражданского кодекса, в подготовке которого я принимал непосредственное участие. Все эти наработки вошли в мою научную работу. А защищался я в МГУ, а то скажете, что где-то на стороне". Павел Крашенинников приветствует ужесточение правил для чиновников, но считает, что самое главное, чтобы эта мера не осталась благим пожеланием.