Дмитрий Медведев дал интервью газете "Коммерсант"
Правительство РФ
Дмитрий Медведев дал интервью газете "Коммерсант" Дмитрий Медведев дал интервью газете "Коммерсант"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Дмитрий Медведев дал интервью газете "Коммерсант"
Правительство РФ
 
 
 
Дмитрий Медведев дал интервью газете "Коммерсант"
Правительство РФ
 
 
 
Дмитрий Медведев дал интервью газете "Коммерсант"
Правительство РФ

Полгода премьерства - это слишком малый срок, чтобы подводить итоги работы правительства, объявил Дмитрий Медведев. Команда сформирована, но "под одну гребенку не причесана", так что есть и разногласия, и сделать предстоит еще немало. Впрочем, кое-какие выводы по прошествии первых шести месяцев в новом для себя качестве премьер-министр сделать готов. И по вопросу настроений в российском обществе, и внешней политики, и экономики.

"Сейчас ситуация в экономике не кризисная, но она предгрозовая", - заявил "Коммерсанту" премьер-министр, не став, впрочем, вдаваться в детали. Он лишь заметил, отвечая на уточняющий вопрос корреспондента, что дело здесь - не только в проблемах тесно связанной с Россией еврозоны, ведь тут все будет хорошо: "Они преодолеют этот кризис".

Куда конкретнее Медведев отвечал на вопросы, в том числе касающиеся резонансных тем о перестановках в правительстве. Он, к примеру, дал понять, что к экс-министру обороны Анатолию Сердюкову претензий у власти нет. Ну, или афишировать он их пока не готов.

"Если возникли сомнения в отношении того или иного должностного лица, возбуждено дело - а это публичный вопрос, - руководитель должен принять решение или об отстранении, или об увольнении лица, возглавляющего ведомство", - объяснил Медведев причины отставки Анатолия Сердюкова. И вновь повторил, что его работой во главе военного ведомства власти довольны, что признавал и Владимир Путин, и новый министр Сергей Шойгу.

"Конечно, легко сейчас говорить о недостатках, но ровно за последние несколько лет социальный статус военнослужащего самым кардинальным образом изменился. Стала принципиально другой зарплата, денежное довольствие, прекратился отток людей из вооруженных сил, - похвалил экс-министра Медведев. - Те, кто отслужил, получили и получают квартиры. Такого не было никогда… Надеюсь, что новый министр обороны этот курс продолжит. Об этом и президент, и я говорили с Сергеем Кужугетовичем".

Он: "Ну, я буду правительство критиковать". Я: "Правильно, Алексей Леонидович"

Говоря о другой скандальной отставке в кабинете министров - уходе главы Минрегиона Олега Говоруна - премьер, как и в случае с Сердюковым, повторил ранее уже обозначенную позицию: "Мне казалось, что он человек опытный и более подготовленный к тому, чтобы спокойно относиться к оценкам, которые прозвучали". Медведев намекнул, что экс-министру стоило бы равняться на своих коллег из советского прошлого: "Вряд ли можно было найти хоть одного министра или первого секретаря обкома, у которого не было бы партийного взыскания. Но никто из них партбилет на стол не клал, потому что понимал, что нужно работать дальше".

Что же касается экс-министра финансов, лишившегося должности еще в бытность Медведева президентом, то здесь глава правительства подчеркнул, что личной обиды у них друг на друга нет: "Это уже давняя история. Мы, кстати, с ним за этим столом недавно как раз сидели, он чаю зашел попить… Пришел, говорит: "Ровно год назад, день в день, вы меня уволили". Посидели с ним, поговорили о делах. Он: "Ну, я буду правительство критиковать". Я отвечаю: "Правильно, Алексей Леонидович, критикуйте!" Он говорит: "Ну и работать буду над различными проектами" - "Очень хорошо!"

"Общество отлично от общества 30-х годов"

О Советском Союзе за время интервью Медведев вспомнил не раз. Рассуждая о царящих в ряде слоев общества оппозиционных настроениях и опасениях людей насчет возможной репрессивной реакции власти на них, премьер категорически отверг вероятность повторения ошибок прошлого.

"Я не знаю, что они имеют в виду. Чтобы судить о том, что было в 37-м году, нужно понимать настроения 37-го года. Достаточно обратиться к источникам, чтобы понять, что наше общество сегодня настолько отлично от общества 30-х годов в Советском Союзе, что ничего подобного даже представить себе невозможно", - успокоил Медведев. И попутно раскритиковал людей, радикально настроенных в этом отношении. Не в первый раз: "Легко восхищаться тираном, понимая, что за тобой не придут ночью, не расстреляют без суда и следствия".

Вообще же, протестуют россияне сейчас не потому, что страна плохая, а наоборот - потому что хороша, убежден Медведев. "Общество развивается, становится более современным, более открытым. Обществом более благополучного государства, скажем так. И отсюда столько запросов к власти. Когда страна неблагополучная, люди гораздо меньше предъявляют требований к власти, чем сейчас", - заявил он.

Совместить Москву с областью - это "too much"

Москва должна была расширяться, убежден Медведев: "12 миллионов, а если говорить откровенно, то и все 15 миллионов с приезжими, не могут жить в границах 60-х годов. Так не бывает. Поэтому Москва должна была расшириться. И это не прихоть, а продуманное решение", - так премьер пояснил укрупнение столицы до границ Калужской области. Медведев убежден, что не только живущим в тесноте в пределах МКАД людям от этого станет лучше - новым москвичам тоже будет благо, так как вновь присоединенные территории станут быстрее развиваться.

Впрочем, тем, кто остался жителями Подмосковья, со своей участью придется пока смириться или пытаться приобрести жилье в столице - дальнейшего расширения не ожидается. Полного объединения Москвы и области в обозримой перспективе не будет.

"Если вы спрашиваете мое мнение, то прямо скажу: это too much для нашего государства, - сказал Медведев, цитируя то ли Филиппа Киркорова, то ли Ксению Собчак. - 20 миллионов человек (Москва и область) - это седьмая часть страны… Размер имеет значение".

"Единственно, с кем не готов сидеть за одним столом, это Михаил Саакашвили"

Поговорил с "Коммерсантом" премьер и о внешней политике. Тут тоже ничего нового: по одному из основных вопросов - отношений с США - все неизменно. "Перезагрузка" должна продолжаться, многое предстоит сделать (к примеру, по ЕвроПРО, хотя тут, признался Медведев, ситуация сложная - прим. NEWSru.com), кое-что сделано (премьер привел в пример подписание договора СНВ-3). Претензии к заокеанским друзьям тоже прежние.

"Доктрина продвинутого, если хотите, американского суверенитета - это недоброкачественная доктрина. Когда американские суды пытаются рассматривать споры, возникающие между иностранными лицами, когда американское правосудие пытается вершить свой приговор по всей территории планеты, когда американские спецслужбы хватают людей и отвозят на территорию США, чтобы потом судить их или чтобы держать без суда и следствия... - возмутился глава правительства. - Если говорить об этом законе, он явно вызовет и симметричную, и асимметричную реакцию со стороны нашей страны".

Европейцев, которые "этот закон" в целом поддержали, Медведев завуалировано обвинил в отсутствии собственного мнения, в третий раз припомнив былые времена: "Есть евроатлантическая солидарность, если хотите… Жесткая субординация и дисциплина, как в соцлагере. И этот законопроект как раз пример того, как идеологические решения, принятые в одном месте, потом тиражируются в других государствах. Это неумно и бессмысленно".

Отвечая на вопрос о перспективах улучшения российско-грузинских отношений, Медведев высказался чуть более осторожно, чем вскоре после триумфа Бидзины Иванишвили на парламентских выборах, когда в Тбилиси его осадили и разъяснили свою прозападную ориентацию.

"Я как-то сказал, что я единственно с кем не готов сидеть за одним столом, это Михаил Саакашвили. Он начал войну, совершил преступление. Преступление прежде всего перед грузинским народом, перед другими народами, в смерти граждан которых он виноват, - заявил премьер. - Нынешний премьер-министр - это уже другое поколение политиков, посмотрим на его реальные действия".

"Скандальное правительство"

Напоследок Медведев вернулся к российским реалиям и рассказал, что нужно делать, чтобы в стране все было хорошо: без протестов и конфликтов власти с населением.

"Все, в том числе и люди, которые придерживаются радикально-оппозиционных взглядов, должны соблюдать закон. Ведь любой человек, который выходит на улицу, собирается протестовать, должен понимать, что, даже если ему очень не нравится нынешняя политическая система и набор политических лидеров, нельзя бить полицейских…Только если мы научимся ценить правопорядок, у нас будет современная политическая система. И этому, еще раз подчеркиваю, должны научиться все: и власти предержащие, и те, кто власти оппонирует. Тогда у нас будет гармоничное, современное общество и нормальная демократия, - уверен Медведев. - Вы что думаете, власть не учится? Если бы власть не училась, так мы бы, наверное, сегодня и не разговаривали бы с вами. Власти важно быть понятой. Власти важно быть услышанной. Мы хотим, чтобы люди нас понимали".

Но добиться народного расположения пока никак не удается. Вот и эксперты первую "полугодку" медведевского правительства вовсю критикуют.

"В плане информационных поводов новое правительство всплывает прежде всего в связи с разного рода скандалами или негативом", - заявила "Независимой газете" зампредседателя правления "ФлексБанка" Мария Сиротина. С ней соглашается глава департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев: "Пожалуй, главная характеристика, которая приходит на ум, - это "скандальное правительство".