Авторитетная международная правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала в четверг 40-страничный доклад "Клеймо Гуантанамо", в котором обвинила Россию в преследовании и пытках бывших узников Гуантанамо, возвращенных в страну
Human Rights Watch
Авторитетная международная правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала в четверг 40-страничный доклад "Клеймо Гуантанамо", в котором обвинила Россию в преследовании и пытках бывших узников Гуантанамо, возвращенных в страну Расул Кудаев из Кабардино-Балкарии был задержан после событий в Нальчике в октябре 2005 г
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Авторитетная международная правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала в четверг 40-страничный доклад "Клеймо Гуантанамо", в котором обвинила Россию в преследовании и пытках бывших узников Гуантанамо, возвращенных в страну
Human Rights Watch
 
 
 
Расул Кудаев из Кабардино-Балкарии был задержан после событий в Нальчике в октябре 2005 г
Human Rights Watch
 
 
 
Фотографии, медицинские и судебные документы и свидетельства адвокатов и родственников указывают на то, что его неоднократно избивали, требуя признания
Human Rights Watch

Авторитетная международная правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала в четверг 40-страничный доклад "Клеймо Гуантанамо", в котором обвинила Россию в преследовании и пытках бывших узников Гуантанамо, возвращенных в страну в 2004 году под "дипломатические заверения" Москвы в гуманном обращении.

Авторы доклада считают, что история семи россиян - бывших узников Гуантанамо, трое из которых находятся за решеткой, а четверо либо уехали из страны, либо скрываются, доказывает, что США должны отказаться от использования так называемых "дипломатических заверений" в гуманном обращении при отправке в ту или иную страну лиц, освобождаемых из тюрьмы на этой американской военной базе.

Отметим, что, по некоторым данным, к отправке в Россию готовится последний - восьмой российский узник Гуантанамо - Равиль Мингазов. Официальный представитель Госдепа США не подтвердил эту информацию, а советник министра обороны России генерал Владимир Шаманов, возглавляющий комиссию по делам военнопленных, интернированных и пропавших без вести лиц, в свою очередь заявил журналистам, что не располагает документальными данными о том, что Мингазова содержат на базе Гуантанамо.

- Российские узники Гуантанамо были освобождены после трех месяцев СИЗО, но затем подверглись преследованиям

Доклад, основанный на интервью с тремя бывшими российскими узниками Гуантанамо, их родственниками, адвокатами и другими людьми, рассказывает о том, что им пришлось пережить после репатриации в марте 2004 года. Трое из бывших военнопленных после ареста в России подверглись серьезным пыткам и недозволенному обращению, двое были осуждены с процессуальными нарушениями, все подвергались притеснениям и травле со стороны российских правоохранительных органов, - говорится в докладе.

"Российская история показывает, что дипломатические заверения попросту не работают, - говорит Кэрол Богерт, заместитель директора Human Rights Watch и автор доклада. – Правительства, систематически практикующие пытки, вряд ли вдруг изменят свое поведение только потому, что американская администрация будет утверждать, что добилась от них каких-то заверений".

По утверждению Богерта, американская администрация знала, как обращаются в России с подозреваемыми, но все равно репатриировала их. Двое бывших узников заявили Human Rights Watch, что американские следователи в Гуантанамо в случае запирательства угрожали им отправкой в Россию.

Исходя из этого, авторы доклада обвиняют США в нарушении международного права, указывая, что конвенция ООН против пыток запрещает отправлять любое лицо в страну, где это лицо может подвергнуться пыткам, не допуская исключений ни по соображениям национальной безопасности, ни по иным основаниям.

Авторы доклада отмечают, что "дипломатические заверения" пытаются использовать для депортации или выдачи подозреваемых в терроризме и многие другие государства, в том числе Великобритания, Канада, Австрия, Нидерланды и Швейцария.

Human Rights Watch призвала правительство США ввести процедуру рассмотрения заявлений освобождаемых узников Гуантанамо, с тем, чтобы эти люди получили реальную возможность оспорить отправку в ту или иную страну в независимой инстанции. Такая процедура должна также предусматривать для задержанного возможность оспорить надежность любых полученных США дипломатических заверений.

Между тем, советник Госдепартамента Джон Беллинджер заявил, что Human Rights Watch требует несовместимых вещей. "Мы не можем немедленно закрыть Гуантанамо и при этом не выслать никого на родину", – заявил Беллинджер. Требование группы о том, что возражения заключенных должен рассматривать независимый орган, приведет к нарушению обязательств, взятых США по договору: решать, подвергаются ли заключенные опасности, должно правительство, пишет The Washington Post (полный текст - на сайте InoPressa.ru).

Беллинджер также заявил, что правительство США не может сказать ничего о жестоком обращении с указанными людьми и "будет следить за их судьбой до конца".

Американская администрация назначила к освобождению или переводу из Гуантанамо около 80 человек, однако все они по-прежнему содержатся под стражей. Human Rights Watch отмечает, что никакая процедура оценки риска пыток не должна становиться препятствием ни для репатриации, ни для полной ликвидации в итоге изоляторов в Гуантанамо.

Российские узники Гуантанамо были освобождены после трех месяцев СИЗО, но затем подверглись преследованиям

Семеро граждан России - Руслан Одижев, Расул Кудаев, Равиль Гумаров, Айрат Вахитов, Рустам Ахмяров, Тимур Ишмуратов и Шамиль Хажиев были задержаны вскоре после американского вторжения в Афганистан и в итоге провели в Гуантанамо около двух лет. При всех их жалобах на недозволенное обращение со стороны американцев все они неоднократно просили администрацию лагеря в Гуантанамо не репатриировать их в Россию, поскольку предполагали, что на родине будет еще хуже.

Как утверждает американская администрация, российские власти обещали преследовать бывших узников в уголовном порядке как террористов и обращаться с ними гуманно. На деле все вышло наоборот. После трех месяцев в СИЗО, где обращение было нормальным, все семеро были освобождены и попытались вернуться к нормальной жизни, что, однако, оказалось невозможным.

Расул Кудаев из Кабардино-Балкарии был задержан после событий в Нальчике в октябре 2005 года. Фотографии, медицинские и судебные документы и свидетельства адвокатов и родственников указывают на то, что его неоднократно избивали, требуя признания. К настоящему времени Кудаев уже почти полтора года находится под стражей, хотя перспективы его уголовного преследования по делу о нападении на Нальчик остаются неясными.

Равиль Гумаров и Тимур Ишмуратов из Татарстана были задержаны в апреле 2005 года в связи со взрывом коммунального газопровода в Бугульме. Оба подписали признательные показания после побоев, Гумарову, в частности, примерно неделю не давали спать, приковывали в узкой клетке наручниками к потолку.

На суде Гумаров и Ишмуратов отказались от показаний и в сентябре 2005 года были оправданы присяжными. Прокуратура Татарстана, однако, добилась отмены вердикта в Верховном суде России, и в мае 2006 года на новом процессе оба были осуждены.

Бывшие узники Гуантанамо и члены их семей рассказывают о постоянных притеснениях со стороны российских правоохранительных органов и спецслужб, в особенности ФСБ и УБОП. Айрат Вахитов рассказывал: "Мне много раз говорили, что после Гуантанамо уже не нужно доказывать, что я - террорист, что любого из нас можно отправить за решетку, потому что мы - террористы".

Напомним, что Human Rights Watch уже публиковала год назад доклад о ситуации с пытками бывших узников Гуантанамо в России. Тогда Богерт также призывал правительство США давать в отдельных ситуациях право узникам оспорить свое возвращение на родину.