Минюст признал иностранным агентом фонд, занимающийся профилактикой ВИЧ и гепатита среди наркоманов
Moscow-Live.ru
Минюст признал иностранным агентом фонд, занимающийся профилактикой ВИЧ и гепатита среди наркоманов
 
 
 
Минюст признал иностранным агентом фонд, занимающийся профилактикой ВИЧ и гепатита среди наркоманов
Moscow-Live.ru

Министерство юстиции РФ в соответствии с федеральным законом "О некоммерческих организациях" включило в реестр НКО, выполняющих функции "иностранного агента", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова. Соответствующее сообщение опубликовано на официальном сайте ведомства.

"Факт соответствия организации признакам НКО, выполняющей функции иностранного агента, установлен в ходе проведения Главным управлением Министерства юстиции РФ по Москве плановой документарной проверки", - пояснили в Минюсте.

Фонд был назван в честь активиста проекта "Снижение вреда - Москва". Под снижением вреда понимают определенный подход к работе с наркозависимыми, направленный не на запрещение вредного для здоровья поведения, а на уменьшение его последствий - заболеваний, распространения ВИЧ и гепатита, говорится в онлайн-журнале "Такие дела".

В 2006 году Андрей Рыльков, пытавшийся продвигать в России подобное снижение вреда, умер. Его дело продолжили сотрудники фонда. Они оказывают различную помощь наркозависимым - добиваются лечения, требуют заместительной терапии (в России она запрещена), отстаивают права употребляющих наркотики в судах и раздают чистые шприцы на улицах.

Президент фонда Аня Саранг в разговоре с "Открытой Россией" уже прокомментировала решение Минюста. "Мы четыре раза подавали заявки на президентские гранты, чтобы наша работа поддерживалась из российских источников, но ни разу не получили финансирование. После очередного отказа в финансировании мне объяснили, что я просто должна узнать, кому нужно нести откат - 30%. Такого мы делать не умеем. Действительно, мы работали только на иностранное финансирование, за счет пожертвований частных фондов и краудфандинга", - признала она.

По словам Саранг, в прошлом году клиентами социальной службы стали 3854 мужчин и 1096 женщин, было проведено более 300 консультаций по вопросам ВИЧ и гепатитов, 371 человек получил консультации по вопросам наркозависимости, консультации психолога, направления на лечение, много было консультаций по вопросам передозировок, постинфекционных осложнений: основная проблема наркозависимых людей в том, что многих просто не берут в больницы, не оказывают никакой помощи, они просто гниют заживо, добавила она.

"Наша организация занимается вопросами здравоохранения: профилактикой ВИЧ, туберкулеза, гепатита С, передозировок. Мы также занимаемся социальной помощью людям, страдающим наркозависимостью, - помогаем им сохранять здоровье, направляем в медицинские и социальные службы Москвы, в наркологические больницы, реабилитационные службы. Мы устанавливаем контакт с наркопотребителями во время уличной социальной работы, и мы - единственная организация в нашем городе, которая имеет постоянный доступ к этой группе. Эта группа очень уязвима в плане здоровья, но работать с ними не хочет ни одна служба города", - заявила президент фонда.

Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова (ФАР) был создан в июне 2009 года, а спустя два месяца организация была официально зарегистрирована. Миссия фонда - способствовать развитию наркополитики, основанной на гуманности, терпимости, защите здоровья, достоинства и прав человека.

Работа фонда строится на принципах горизонтального управления и развития проектов на основе инициатив людей, употребляющих наркотики, активистов и профессионалов в области общественного здравоохранения и защиты прав человека.

В самом фонде поясняют, что для достижения своей миссии организация использует пять стратегий: адвокация гуманной наркополитики на страновом и международном уровне; защита прав людей, употребляющих наркотики, в том числе путем стратегических судебных процессов; предоставление прямого сервиса людям, употребляющим наркотики, направленного на защиту их здоровья и прав; оказание поддержки и развитие потенциала представителей сообщества людей, употребляющих наркотики; информационно-просветительская деятельность, включая продвижение общественных дебатов по вопросам наркополитики путем работы со СМИ, построения альянсов с активистами из социальной, художественной и политической сферы.

Согласно закону, вступившему в силу 21 ноября 2012 года, финансируемые из-за рубежа политические НКО обязаны регистрироваться в качестве "иностранных агентов". В 2013 году Минюст получил право признавать НКО "иноагентами" по собственному усмотрению.

Правозащитники указывали на неопределенность формулировок: не всем понятно, что имеется в виду под "политической деятельностью". "Иностранным агентом" стал, например, Сахаровский центр, который занимается просвещением, сохранением исторической памяти и поддержкой общественной дискуссии. В список неожиданно попал фонд "Династия", который поддерживал молодые таланты, а финансировался из личных денег мецената Дмитрия Зимина.

При этом до недавнего времени было невозможно выйти из списка "иноагентов". Закон, который позволил это делать, появился в феврале 2015 года. Согласно документу, НКО может быть исключена из реестра "иностранных агентов" в том случае, если в течение года, предшествовавшего написанию заявления о выходе, не получала деньги "и иное имущество" из-за рубежа и (или) не занималась политической деятельностью.

Для организаций, которые будут включены в список "иностранных агентов" повторно, процедуру исключения предлагается усложнить. При этом правозащитники критиковали законопроект, отметив, что в нем не предусмотрено возможностей выхода из реестра для тех организаций, которые попадут в список третий или четвертый раз.

Это не единственное ограничение для НКО. В июне прошлого года вступил в силу закон, который позволяет присваивать иностранным и международным неправительственным организациям статус нежелательных в России и запрещать им работу в стране, если они представляют угрозу основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности государства.