90% эфира информационных телепрограмм посвящено позитивной деятельности власти
RTV International

Российские центральные телеканалы в своих информационных программах рассказывают почти только о власти: 90% эфирного времени посвящено президенту, правительству, парламенту и партии "Единая Россия". Об этом сегодня говорилось в рамках пресс-конференции и презентации проекта "Политические партии и власть в мониторинге информационных выпусков российских телеканалов", который подготовил Союз журналистов РФ и Центр экстремальной журналистики России.

Мониторинг показал, что деятельность власти телевидение оценивает только положительно или нейтрально. Что касается оппозиции, то она на экранах почти не присутствует. Пожалуй, лишь российский телеканал Ren-TV позволяет себе говорить об оппозиции.

Как отметил глава Союза журналистов России Игорь Яковенко, СМИ в РФ перестали служить площадкой для обмена мнениями, публичных обсуждений, противостояния и критики, и не дают общественности возможности понять мнения оппозиционных партий. Журналистов в России, по его мнению, практически не осталось, они превратились в пропагандистов и агитаторов.

В СМИ России идет силовое давление извне и изнутри, которое стремится редактировать и подправлять информацию для создания положительного образа существующей власти и отрицательного образа оппозиционных политорганизаций. Имеют место цензура, угрозы и предвзятые, дискриминационные препятствия при подаче информации во время избирательной кампании.

1 марта был начат мониторинг пяти государственных телеканалов:
каналы, принадлежащие государству:
"Первый канал",
"Россия",
ТВЦ
каналы, контролируемые государством:
НТВ,
Ren-TV
газеты, принадлежащие государству
"Российская газета",
"Парламентская газета",
пока некупленные государством:
"Коммерсант",
"Комсомольская правда".

Четыре недели мониторинга показали, что заметных отличий в подаче информации между разными СМИ нет: они активно и исключительно позитивно освещают деятельность Путина, правительства и правящей партии, которым посвящено около 90% главных новостей.

За 4 недели мониторинга, финансируемый государством "Первый канал" посвятил 91% своих политических новостей властям. 71% этих новостей были положительными по тону и 28% нейтральными. За тот же период противники действующей власти (СПС, Яблоко, Республиканская партия и прочие), а также коммунисты получили в общей сложности только 2% от времени, и их освещение было негативным.

Канал "Россия", финансируемый государством и вещающий на всю страну, посвятил 88% своих новостей в прайм-тайм деятельности президента Путина (19%), правительства (53%), правящей "Единой России" (14%) и администрации президента (2%). Материалы были почти во всех случаях положительными или нейтральными. А противники правящей власти (СПС, Яблоко, Республиканская партия, другие) получили только 0,6% эфирного времени, и их освещение было в основном негативным.

ТВ-Центр, телеканал, принадлежащий администрации города Москвы, уделил 90% времени в новостях в прайм-тайм освещению деятельности президента Путина (31%), правительства (42%), "Единой России" (16%) и администрации президента (1%), причем это освещение было открыто положительным и нейтральным, хотя в отличие от финансируемых государством каналов, ТВ-Центр выделил время для критического освещения кабинета министров (8%). Политические противники властей и КПРФ получили только по 2% такого эфирного времени, и их освещение было в основном негативным или нейтральным.

НТВ посвятил 88% времени для политических новостей в прайм-тайм деятельности президента Путина (25%), правительства (51%), "Единой России" (11%) и администрации президента (1%). Тон этого освещения был опять же положительным или нейтральным.

Лишь Ren-TV, еще один ТВ-канал с национальным охватом, выделил больше эфирного времени для политических оппонентов президента Путина и его правящей партии "Единая Россия". Этот канал посвятил большую часть новостей в прайм-тайм деятельности президента Путина (10%), правительства (38%), "Единой России" (16%), эти цифры существенно ниже, чем у других четырех каналов. Политические оппоненты власти и КПРФ получили в сумме 19% времени. Этот канал был более объективным в освещении правительства и основных политических сил. 19% времени для новостей в прайм-тайм было посвящено положительным по тону новостям, а 23% отрицательным.

Ситуация со СМИ в регионах существенно разнится – от более свободной до очень ограничивающей среды. Большая часть региональных СМИ финансово зависят от местных властей. Отмечены серьезные различия при освещении политических тем, действующего президента и государственных властей между двумя каналами в Санкт-Петербурге.

"Пятый канал" (Санкт-Петербург), финансируемый региональной администрацией Санкт-Петербурга, посвятил 94% новостного времени в прайм-тайм проправительственным силам, включая администрацию Санкт-Петербурга (63%), президенту Путину (11%), администрации президента (7%), правительству (5%), "Единой России" (8%) исключительно в положительном или нейтральном тоне. Напротив, Демократическая Фракция, состоящая из "Яблока" и СПС, получили только 4% от такого времени, и их освещение было нейтральным или негативным.

Канал СТО (Санкт-Петербург), находящийся в частных руках, предоставлял своим зрителям более объективное освещение основных политических сил и властей государства. За четыре недели мониторинга СТО выделил 17% времени освещению правительства, 33% - региональной администрации Санкт-Петербурга, 9% - "Единой России", 6% - президента Путина и 3% - администрации президента. Политические противники властей, включая демократов ("Яблоко" и СПС) и КПРФ получили соответственно 15% и 1% от новостного времени в прайм-тайм. Почти 40% освещения президента Путина было негативным. Освещение правительства было также преимущественно негативным.

Союз журналистов напоминает, что принцип свободы слова и ответственности подразумевает, что свобода СМИ требует от журналистов и редакторов ответственности за форму и содержание своих материалов, а также их последствия. А власти должны воздерживаться от вмешательства в деятельность журналистов и других работников прессы с целью повлиять на их работу.

Напомним, что на прошлой неделе уполномоченный по правам человека РФ Владимир Лукин также заявил, что в 2005 году ситуация со свободой печати в России продолжала оставаться неудовлетворительной. Об этом он указал в своем докладе о деятельности уполномоченного по правам человека в РФ за 2005 год. Лукин подчеркнул, что основные российские СМИ, и в первую очередь крупнейшие электронные, весьма жестко контролируются государственными органами. По мнению российского омбудсмена, информация в этих СМИ порой выборочна и далека от объективности. Особенно это касается региональных СМИ, находящихся под постоянным давлением местных властей, сообщает Центр экстремальной журналистики России .

На минувшей неделе стало известно о том, что государственный "Газпром" может купить газету "Комсомольская правда". О том, что это крупнейшее и одно из самых влиятельных российских изданий, а вместе с ним "Советский спорт" и "Экспресс-газета" в ближайшем будущем перейдут под контроль "Газпрома", 20 апреля сообщило издание "Ведомости".

Как стало известно изданию от собственного источника, нынешний владелец КП медиа-холдинг "Проф-медиа" договорился с газовой монополией о том, на каких условиях уступит ей газету. Сделку должна одобрить антимонопольная служба.

Близкий к сделке источник настаивает на том, что речь идет о продаже более 50 процентов акций КП, но затрудняется назвать сумму сделки. Сильно расходятся в оценках и эксперты. По их мнению, газета может стоить от 130 до 300 миллионов долларов. Разброс в оценках связан с тем, что речь не идет о коммерческой сделке. Издание покупается как инструмент влияния перед грядущими выборами, а значит, и цена будет договорной и, скорее всего, высокой. По крайней мере, в прошлый раз, покупая газету "Известия", "Газпром" за 51 процент акций издания с выручкой в 12 млн долларов отдал 25 млн долларов. Такую сумму газовый монополист указал в отчете за прошлый год, однако генеральный директор "Проф-Медиа" Рафаэль Акопов не подтверждает возможную сделку.

Напомним, что "Комсомолка" - одна из самых читаемых российских газет. Аудитория одного номера издания достигает почти 10 млн человек, а средний тираж одного номера - 4 млн экземпляров. И в отличие от "Коммерсанта", который, по некоторым сведениям участников рынка, в ближайшем будущем также может отойти "Газпрому", влияние КП не ограничивается Москвой. Сейчас газета печатается в более чем 70 городах.

Справка: какими СМИ владеет "Газпром-Медиа"

"Газпром-Медиа" владеет контрольными пакетами акций телеканалов НТВ, ТНТ и "НТВ-Плюс", пяти радиостанций, издательства "Семь дней" (журналы "Итоги", "Семь дней", "Караван историй" и "Штаб-квартира"), медиаселлерской компанией "НТВ-Медиа" и 50,7 процента акций "Известий". Сам холдинг принадлежит Газпромбанку.