Екатерина Муранова с сыном
Anarcho News / ВКонтакте
Екатерина Муранова с сыном 31 октября 2018 года 17-летний студент политехнического колледжа Михаил Жлобицкий устроил самоподрыв в здании УФСБ по Архангельской области в административном центре региона. Пострадали три сотрудника ведомства
 
 
 
Екатерина Муранова с сыном
Anarcho News / ВКонтакте
 
 
 
31 октября 2018 года 17-летний студент политехнического колледжа Михаил Жлобицкий устроил самоподрыв в здании УФСБ по Архангельской области в административном центре региона. Пострадали три сотрудника ведомства
СУ СК РФ по Архангельской области

В ноябре 2018 года жительница карельского города Медвежьегорск Екатерина Муранова написала в соцсети "ВКонтакте" пост, в котором сравнила Михаила Жлобицкого, организовавшего взрыв в здании ФСБ в Архангельске, с "героями XIX века, столь же самоотверженно отдававшими свои жизни борьбе". Теперь девушку обвиняют в оправдании терроризма, из-за чего ей, как экстремистке, заблокировали счета. Без денег молодая мать даже не может обеспечить своего ребенка-астматика необходимыми лекарствами, пишет "МБХ медиа".

Дело 27-летней анархистки и зоозащитницы Екатерины Мурановой даже не дошло до суда. С начала мая ее не вызывают в полицию, ссылаясь на то, что следователь в отпуске. Дозвониться до него не может даже адвокат Екатерины.

Тем не менее, в июне Муранова получила извещение о том, что ее внесли в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга. Из-за этого ей заблокировали счета, в том числе те, на которые в мае собирали деньги на лекарства ее ребенку: у него три серьезных диагноза, среди которых - атопическая бронхиальная астма с обострениями осенью, зимой и весной.

"Астма не лечится. Она либо с возрастом пройдет, либо жить на лекарствах, - рассказала Муранова. - У него приступы по несколько раз в сутки. Я не сплю ночами, слушаю его дыхание, беру на руки и просто так сидим, пока не пройдет приступ".

По закону, астматикам должны выдавать лекарства бесплатно или на льготных условиях, но получить их не получается. "В больнице говорят, нет инвалидности - значит, лекарства не положены", - рассказала Екатерина. По ее словам, ребенку делают ингаляции, но они не всегда помогают: на многие лекарства у сына Вани аллергия. Весной он долгое время пролежал в больнице в Санкт-Петербурге, куда его привезли из соседней Карелии.

"Родители меня выгнали, сказали - работай, не сиди на шее, они сами в тяжелом финансовом положении. Говорят, сама виновата, нечего писать в интернете фигню, уже не маленькая, - рассказывает Екатерина. - Город маленький, все всех знают, из дома не выхожу, жуткая депрессия".

Сейчас Екатерина с ребенком живет временно у сестры, у которой есть муж и дети. Деньги на лечение сына собирали на карту его отца Артема Муранова. Однако он ушел из семьи, и Екатерина успела снять только часть денег до блокировки. "Он от меня ушел, и я не знаю, где он. Вроде уехал в другой город", - пояснила Муранова.

В настоящий момент девушка осталась фактически без средств к существованию: счета заблокированы, а работодатели не хотят платить ей наличными. Между тем, по Трудовому кодексу работник сам может выбрать, в какой форме он будет получать заработную плату - возможность получить деньги наличными в кассе должна оставаться.

Более того, весной, еще до внесения в "черный список" Росфинмониторинга, Мурановой стали отказывать в приеме на работу. Она трижды неудачно пыталась трудоустроиться в кафе и магазины, о чем говорилось в сообщении о сборе средств в помощь обвиняемой. На собеседовании молодой матери говорили: "вы террористка, мы читали".

Как следует из обвинительных материалов, 2 ноября 2018 года Екатерина Муранова, "имея преступный умысел оправдать терроризм", разместила пост на своей странице в интернете, а также написала комментарий в группе "Народная Самооборона". В посте речь шла о Михаиле Жлобицком.

Следователи в материалах дела приводят следующую цитату: "…но перед глазами стоит призрак славных героев и динамита XIX века, что столь же самоотверженно отдавали свои жизни борьбе". В группе же "Народной Самообороны" под картинкой, посвященной анархисту, Екатерина написала: "Мир его праху! Герой".

Сама обвиняемая отрицает, что сочувствует террористам. "Я не имела в виду, что он (Жлобицкий) герой из-за того, что совершил данный акт, я хотела сказать, что он пожертвовал жизнью ради своих идей", - говорила девушка.

В 2010 году Екатерина уезжала жить в Петербург. Долгое время она активно участвовала в проекте zhestokosti.net, помогала приютам, работала в зоомагазине, брала на передержку бездомных собак, сообщал сайт "Автономное действие".

20 марта 2019 года в квартиру к родителям Екатерины, где она проживала, пришли сотрудники ФСБ с обыском. Сразу после задержания девушке пригрозили, что отправят ее в колонию на 7 лет, лишат ее родительских прав, а ребенка отдадут в детский дом. По требованию следователя Репникова Екатерина написала заявление о явке с повинной, но указала, что признает вину лишь частично.

"Я придерживаюсь пацифистских взглядов, и терроризм противоречит моему мировоззрению. Да, меня восхитило самопожертвование Жлобицкого, но я его не поддерживала, потому что он был слишком радикально настроен. Я считаю, что дело высосано из пальца и сфабриковано", - говорит Екатерина.

При обыске силовики изъяли даже планшет у шестилетнего сына Екатерины. Ваня потом "все время вспоминал как дяденьки пришли и забрали планшет" и плакал.

Поиски террористов в соцсетях

31 октября 2018 года 17-летний студент политехнического колледжа Михаил Жлобицкий устроил самоподрыв в здании УФСБ по Архангельской области в административном центре региона. Пострадали три сотрудника ведомства. Сообщалось, что незадолго до инцидента в анархистском телеграм-канале было опубликовано предупреждение о готовящемся взрыве предположительно от лица "бомбиста". "Товарищи, сейчас в здании ФСБ г. Архангельск будет совершен теракт, ответственность за который я беру на себя. Причины для вас вполне ясны", - написал пользователь с именем "Валерьян Панов", на аватаре которого была изображена эмблема немецкой леворадикальной группировки RAF ("Фракция красной армии"). Он добавил, что ФСБ "фабрикует дела и пытает людей".

Хотя сам "бомбист" погиб, силовики развернули бурную деятельность по поиску его возможных сообщников, единомышленников и просто сочувствующих. В регионах прошли облавы на анархистов.

При расследовании силовики вышли на ученика 8 класса московской школы N1571. По версии правоохранителей, он общался со Жлобицким по мобильному телефону и в соцсетях и связывался с ним в день теракта. В ходе обысков в его квартире были обнаружены "многочисленные самодельные смеси взрывчатых веществ на основе селитры, бездымный порох и другие компоненты для изготовления взрывчатых веществ". У школьника также изъяли ноутбук, флешку, телефоны и блокноты.

Подросток якобы собирался устроить взрыв на "Русском марше" в Люблино 4 ноября. В отношении школьника было возбуждено уголовное дело о "незаконном приобретении, хранении, взрывчатых веществ или взрывных устройств" (ст. 222.1 УК РФ) и о "незаконном изготовлении взрывчатых веществ, взрывных устройств" (ст. 223.1 УК РФ) в составе организованной группы.

Также был задержан житель Ленинградской области Павел Зломнов, проведший год под арестом по делу о незаконном хранении оружия. Согласно постановлению о возбуждении нового уголовного дела, 31 октября 2018 года Зломнов в СИЗО-6 назвал 17-летнего подростка, устроившего взрыв в здании УФСБ в Архангельске, "настоящим героем народным", а также "публично провозгласил обращения <...> о признании идеологии насилия".

В декабре 2018 года уголовное дело об оправдании терроризма было возбуждено в отношении журналистки "Эха Москвы в Пскове" Светланы Прокопьевой. Рассуждая в эфире о самоподрыве студента, журналистка сказала, что государство "само воспитало" поколение граждан, которые борются с ним.

В Калининграде то же обвинение предъявили анархисту Вячеславу Лукичеву. По данным следствия, он в телеграм-канале "Прометей" назвал героем Жлобицкого. 14 марта суд признал Лукичева виновным и оштрафовал его на 300 тысяч рублей.

Наконец, 25 июня в Челябинске в отношении 59-летней пенсионерки возбудили аналогичное дело из-за комментария в соцсети "ВКонтакте" под публикацией о взрыве. Пожилой женщине инкриминировали ч. 2 ст. 205.2 УК РФ ("Публичное оправдание теракта, совершенное с использованием сети Интернет"). Теперь пенсионерке грозит наказание в виде штрафа в 1 млн рублей и лишения свободы на семь лет.

Пенсионерка заявила, что писала комментарий "просто на эмоциях" и раскаялась. Она находится под подпиской о невыезде.