Иван Иванович Агаянц
СВР
Иван Иванович Агаянц Иван Иванович Агаянц
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Иван Иванович Агаянц
СВР
 
 
 
Иван Иванович Агаянц
Энциклопедия фонда "Хайазг"
 
 
 
Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль. Тегеран. 1943 год
Russian Look

В преддверии 100-летия со дня рождения выдающегося советского разведчика Ивана Агаянца, которое будет отмечаться 28 августа, "Российская газета" выяснила подробности его работы в иранской резидентуре. Именно Агаянцу, который в 1941-1945 годах был главным резидентом советской разведки в Иране, стало известно о готовящемся покушении сразу на троих лидеров Великобритании, США и СССР - Уинстона Черчилля, Теодора Рузвельта и Иосифа Сталина - во время Тегеранской конференции 1943 года. Благодаря усилиям разведчика немецких резидентов удалось вовремя обезвредить.

О тайнах разведывательной деятельности изданию поведал Герой Советского Союза, полковник Службы внешней разведки Геворк Вартанян. По его словам, познакомились они с Агаянцем в начале Великой Отечественной войны, когда Вартаняну было всего 15 лет, после чего работали вместе несколько лет.

Обстановка в начале 40-х годов в Иране была тревожная, рассказал полковник СВР. В июне 1941 года Берлин потребовал от Тегерана вступить в войну. Так как страна имеет выход к Персидскому заливу, а всю территорию пересекала железнодорожная магистраль, Иран мог превратиться для рейха в стратегический путь для поставок в СССР вооружений, медикаментов и других важных грузов.

Руководство НКВД поставило перед иранскими резидентурами приоритетную задачу по созданию агентурной сети, целью которой являлось "выявление сотрудников и агентов иностранных разведок, враждебных СССР организаций, предотвращение возможных диверсий и иной подрывной работы, направленной на срыв военно-хозяйственных мероприятий, проводимых СССР в Иране".

Ивану Агаянцу в начале войны было всего 30 лет, но он уже тогда имел все качества профессионала разведки. Агаянц предложил руководству перестроить всю деятельность резидентуры в Иране. После получения согласия Анаянц многих иранцев исключил из агентурной сети и начал вербовать агентов влияния в руководстве ведущих политических партий, государственного аппарата и даже в ближайшем окружении шаха.

По словам Вартаняна, тогда благодаря активности Агаянца появились новые источники информации в военном министерстве, в армейской разведке, в других спецслужбах, среди советников шаха. Так, была налажена регулярная отправка в Москву достоверной информации о планах и намерениях иранского правительства, а также о чиновниках, связанных с немецкой или английской разведками.

Как отметил собеседник газеты, созданный Агаянцем агентурный аппарат позволил обеспечить безопасность и сохранность стратегических поставок в СССР олова, каучука из района Персидского залива через местные порты. Надежный контроль был установлен над всеми ключевыми пунктами на границах Ирана с Советским Союзом, Турцией и Афганистаном.

Полковник подчеркнул, что именно сообщения Ивана Агаянца в Ставку Верховного Главнокомандования обусловили ввод в сентябре 1941 года советской военной группировки в северные провинции Ирана.

Как Агаянц предотвратил операцию "Франц" и спас троих лидеров

В августе 1943 года Агаянц предотвратил реализацию разработанной немцами операции "Франц". По словам Вартаняна, Берлин хотел инсценировать стихийные восстания иранских племен вдоль железнодорожного маршрута доставки американских и британских грузов в CCCP. Планы фашистских спецслужб были сорваны: племенные старейшины, отвечавшие за эти районы и получившие от гитлеровцев дары за "содействие", "вдруг неожиданно исчезли".

В 1943 году в период работы Тегеранской конференции гитлеровские спецслужбы планировали уничтожить лидеров "большой тройки" - Уинстона Черчилля, Теодора Рузвельта и Иосифа Сталина. Операция проходила под кодовым названием "Длинный прыжок". Как уточнил Геворк Вартанян, эту операцию разработал нацистский диверсант N 1, начальник секретной службы СС в VI отделе главного управления имперской безопасности оберштурмбанфюрер Отто Скорцени, бывший специальным агентом по особым поручениям Гитлера.

Проведение операции поручили Скорцени. Передовая группа подразделения, состоявшая из шести немецких диверсантов, была сброшена на парашютах в районе города Кум, в 70 километрах от Тегерана. Советским резидентам, работой которых руководил Иван Агаянц, удалось добыть информацию о десанте и обнаружить местонахождение группы. Всех шестерых немцев арестовали. Когда гитлеровским спецслужбам стало известно о провале передовой группы, в Берлине решили отказаться от направления в Тегеран главных исполнителей операции.

О личных качествах разведчика

Оценивая личные качества Ивана Агаянца, полковник Вартанян выделил его патриотизм, стремление быть полезным Родине.

"Сейчас много разговоров о том, что в наше время деньги решают все. Но я готов утверждать обратное. Не только во времена моей юности, но и сейчас в разведку идут люди именно из соображений патриотизма", - отметил Геворк Вартанян.

По словам разведчика, он и его коллеги никаких денег за свою деятельность не получали, а когда началась Великая Отечественная война, даже сами находили средства, чтобы передать их в фонд обороны.

По мнению Вартаняна, "главное в нашей профессии - Родина, и даже независимо от идеологии". Как отметил полковник, Иван Агаянц сам был убежден в этом и молодых убеждал, что разведка – "это не способ зарабатывания денег и иных материальных благ, а прежде всего один из самых эффективных путей защиты Отечества". "Жадный разведчик - это нонсенс", - убежден Геворк Вартанян.

О предателях и провалах

Как признался Геворк Вартанян, случаев провалов и предательства в группе Агаянца не было. Провалы остальных советских и российских разведчиков происходили вследствие предательств, подчеркнул Вартанян, напомнив недавний случай со сдачей американцам группы российских шпионов полковником СВР Александром Потеевым. В конце июня он был заочно приговорен к 25 годам лишения свободы за измену Родине и дезертирство.

"Я считаю, что предатель убивает себя сам. Он и так живой труп, он мертв для бывших коллег, родственников, знакомых", - считает Геворк Вартанян.

Отметив, что с Иваном Агаянцем они работали в тяжелые и суровые военные годы, Геворк Вартанян сказал, что противостояние спецслужб в той или иной форме не прекращается никогда.

После окончания войны Иван Агаянц работал в резидентуре в Париже. В 1967 году он стал заместителем начальника Первого главного управления КГБ. Генерал-майор Иван Иванович Агаянц был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды. Разведчик умер в 1968 году.