Помилованный президентом Сергей Мохнаткин из "списка политзаключенных" считает, что в том, что с ним произошло, виновата система, нацеленная на неуважение человека, и "намусоренность" в головах непосредственных исполнителей воли государства
Вести
Помилованный президентом Сергей Мохнаткин из "списка политзаключенных" считает, что в том, что с ним произошло, виновата система, нацеленная на неуважение человека, и "намусоренность" в головах непосредственных исполнителей воли государства "Я как будто в космос улетел. Пока мне не верится. Когда уже выйду за забор, тогда только, наверное, пойму, что я свободен", - передал он газете через своего адвоката
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Помилованный президентом Сергей Мохнаткин из "списка политзаключенных" считает, что в том, что с ним произошло, виновата система, нацеленная на неуважение человека, и "намусоренность" в головах непосредственных исполнителей воли государства
Вести
 
 
 
"Я как будто в космос улетел. Пока мне не верится. Когда уже выйду за забор, тогда только, наверное, пойму, что я свободен", - передал он газете через своего адвоката
Вести
 
 
 
"Естественно, я не очень хорошо отношусь и к суду, и к "потерпевшему" милиционеру, который выдал себя за потерпевшего.Но сначала хочется отменить приговор, а потом уже решать, что делать дальше. Подавать ли какие-то иски или нет"
Вести

Помилованный президентом Сергей Мохнаткин из "списка политзаключенных" считает, что в том, что с ним произошло, виновата система, нацеленная на неуважение человека, и "намусоренность" в головах непосредственных исполнителей воли государства.

В интервью "Новым известиям" осужденный, который все еще находится в колонии (пока ее руководство не получит по почте официальных документов), признался, что новость о помиловании его шокировала. "Я как будто в космос улетел. Пока мне не верится. Когда уже выйду за забор, тогда только, наверное, пойму, что я свободен", - передал он газете через своего адвоката.

"Естественно, я не очень хорошо отношусь и к суду, и к "потерпевшему" милиционеру, который выдал себя за потерпевшего. Хотя в действительности таким не был. Неприязненное отношение, конечно, к ним всем есть. Но сначала хочется отменить приговор, а потом уже решать, что делать дальше. Подавать ли какие-то иски или нет", - сказал Мохнаткин.

- Эксперты: Медведев помиловал безобидного "разносчика пиццы", остальным так не повезет

Как напоминает РАПСИ, Сергей (сейчас ему 58 лет) был задержан 31 декабря 2009 года на Триумфальной площади в Москве как участник несанкционированной акции оппозиции. Против него было возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.318 УК РФ ("Применение насилия в отношении представителя власти"), по которому 9 июня 2010 года Тверской суд столицы признал его виновным и приговорил к 2,5 года колонии общего режима.

По версии следствия и милиционеров, Мохнаткин на Триумфальной ударил сотрудника органов. Затем, уже попав в автобус с задержанными, он подрался с человеком в форме, снимавшим на камеру находящихся в машине. Следствие установило, что Мохнаткин повредил камеру и ударил по лицу сержанта второго оперативного полка ГУВД Москвы, пытавшегося успокоить его, сломав стражу порядка нос и поставив синяк под глазом.

По версии самого осужденного и поддерживающих его правозащитников, он в акции оппозиции не участвовал, на Триумфальной площади оказался случайно (шел отмечать Новый год на Красную площадь) и вступился за пожилую женщину, которую грубо задерживал майор милиции, обвинивший его потом в нападении.

"Я просто вступился за женщину, а ко мне применили силу. Они еще и сместили время моего деяния. Поскольку митинга в тот момент, когда я проходил мимо Триумфальной площади, еще не было", - сказал Сергей "Новым известиям". Он также опроверг утверждения обвинителей, что у него в сумке была оппозиционная пресса: "Никаких газет у меня в сумке не было. Это все неправда. В пакете была только икра, коньяк и шампанское".

Хотя в конце марта - начале апреля Сергей Мохнаткин подал прошение о помиловании на имя президента Дмитрия Медведева, своей вины он не признал и намерен добиваться оправдания. Однако сначала, как он признается, ему хочется передохнуть - "добраться до дома и хотя бы одну ночь поспать на свободе".

Правда, когда это произойдет, пока неясно. Адвокат Валерий Шухардин накануне сообщил журналистам, что начальник колонии в Тверской области, куда заключенный был этапирован в октябре 2010 года, отказался выпускать Мохнаткина, пока не получит предписания из информационного центра областного отделения МВД. При этом президентский указ он сразу получил по факсу, сообщает Радио "Свобода".

Адвокат отметил, что, если Мохнаткина не отпустят во вторник или - крайний срок - в среду, это будет повод для подачи жалобы в Европейский суд по правам человека.

"Очень своевременное помилование"

Телеканал НТВ отмечает, что в последние месяцы отношения Сергея Мохнаткина с администрацией колонии ухудшились. Он голодал, его сажали в штрафной изолятор, из кладовой украли его вещи, после чего его якобы избил сотрудник колонии. У него отобрали юридическую литературу. В последнем письме на волю он просил прислать ему бумаги и конвертов, потому что этого тоже не было.

В интервью "Новым известиям" Мохнаткин подтвердил, что его единственного во всей колонии сажали в качестве наказания в "одиночку", еще и оснащенную видеокамерой. "Я сам не знаю, почему установили видеонаблюдение. Мне самому это интересно, почему именно меня в эту камеру поместили", - сказал он.

Про пребывание в "одиночке" он рассказал: "День проходил скучно и неинтересно. Подъем в пять утра, абсолютно делать нечего, сначала завтрак, потом обед, ходил на прогулку на час-полтора. В одиночной камере работы нет. Работают только те, кто содержится в общем помещении. А запрещали, например, закрывать глаза, когда не время для сна. Обвиняли, что я не то что-то все время делал".

В другое время Мохнаткин соглашался выполнять работу, которую предлагала администрация. "У меня хватало дел. Когда я был завхозом в школе при колонии, то занимался благоустройством школы", - говорит он. "Однако ведь в колонии часто требуют оказать много других непонятных услуг, на кого-то докладную написать, на кого-то "стучать". Это такая практика. И мне это тоже предлагали. Я ответил, что не могу быть стукачом, я нормальный человек", - рассказывает осужденный.

По его словам, в целом в последней камере большинство заключенных его активно поддерживали за то, что пытался отстаивать свои права. Тему политики в разговорах затрагивали очень мало. С некоторыми заключенными были и неприязненные отношения.

Мохнаткин говорит, что его в целом заинтересовала ситуация с правами человека, с правами заключенных. "Я хочу заниматься этими вопросами, быть полезным этим людям. У меня уже есть некоторые идеи, предложения. Как выйду на свободу, то буду сотрудничать с правозащитными организациями. Хочу пообщаться по этому поводу, например, со Львом Пономаревым, который мне очень сильно помог, когда я сидел в колонии. Мне нужно главное понять, каким образом я могу внести свой вклад в это дело", - сказал он.

Эксперты: Медведев помиловал безобидного "разносчика пиццы", остальным так не повезет

Сергей Мохнаткин является единственным помилованным из "списка политзаключенных", который оппозиционеры передали Медведеву в феврале. Как пишут "Ведомости", месяц назад в Администрации Президента газете сообщили, что намерены санкционировать освобождение нескольких политзаключенных, если они попросят о помиловании.

Оппозиционеры подтверждали, что поступили такие сигналы. Первыми претендентами на помилование называли Мохнаткина, а также нацболку Таисию Осипову. Однако пока дело Осиповой повторно разбирается судом, она продолжает оставаться под арестом. Прошение о помиловании она писать отказывается, добиваясь своего оправдания.

Экс-совладельцы ЮКОСа Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, также включенные в список, тоже принципиально отказались ходатайствовать о помиловании. Как сказал изданию Сергей Давидис из "Мемориала", участвовавший в составлении списка политзэков, помилование остальных, помимо Мохнаткина, возможно лишь в том случае, если на власть будет оказываться давление, которому ей будет сложно противостоять.

В свою очередь политолог Дмитрий Орешкин не видит в жесте Медведева никакой тенденции к смягчению власти. "Мне кажется, это очень все прозрачно. Мохнаткин - человек, не представляющий никакой социальной опасности ни для системы, ни для людей. Это разносчик пиццы, который просто попытался защитить женщину в летах, к которой у него на глазах приставали представители полиции, так что его помилование - это доброе дело, которое действующий президент решил сделать на память о своем сроке", - прокомментировал он "Коммерсанту FM".

Относительно Магнитского или Ходорковского с Лебедевым уходящий глава государства ничего не может, "а вот относительно Мохнаткина - это мы можем", рассуждает политолог о полномочиях Медведева.

"Тенденция все та же. По мелочи что-то, хотя бы это - спасибо и на том, земной поклон, но ведь, понимаете, люди-то ждут чего-то более серьезного и, к сожалению, им совершенно ясным текстом дают понять, что мы бы рады, может быть, сделать что-нибудь более серьезное, но нам обстоятельства не позволяют. А обстоятельства называются Владимир Владимирович Путин и то, что называется "избранный президент". Мне кажется это достаточно очевидным", - заключил Орешкин.