Небезызвестный журналист Андрей Лошак сделал сюжет о бесправии таджиков-гастарбайтеров и рабовладельческой политике российских работодателей
Вести-Москва
Небезызвестный журналист Андрей Лошак сделал сюжет о бесправии таджиков-гастарбайтеров и рабовладельческой политике российских работодателей Однако к "работе в стол" ему не привыкать - прошлым летом телеканал также отверг фильм Лошака о нарушении исторического облика Москвы и Петербурга
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Небезызвестный журналист Андрей Лошак сделал сюжет о бесправии таджиков-гастарбайтеров и рабовладельческой политике российских работодателей
Вести-Москва
 
 
 
Однако к "работе в стол" ему не привыкать - прошлым летом телеканал также отверг фильм Лошака о нарушении исторического облика Москвы и Петербурга
НТВ
 
 
 
Но если труд одних хотя бы добросовестно оплачивается, то сотни гастарбайтеров на столичных стройках зачастую оказываются бесплатными и бесправными рабами
Фото NEWSru.com

Телеканал НТВ перенес показ сюжета на тему гастарбайтеров. Журналист Андрей Лошак сделал сюжет о бесправии таджиков-гастарбайтеров и рабовладельческой политике российских работодателей, в числе которых значатся и силовые структуры.

Редакция НТВ сочла тему недостаточно рейтинговой и отложила показ на неопределенный срок. Впрочем, сам автор сообщил корреспонденту NEWSru.com, что уже вернулся к работе над сюжетом и он все же выйдет в эфир 18 апреля.

Напомним, что у Лошака уже были проблемы с показом сюжета в эфире - прошлым летом телеканал отверг фильм Лошака о нарушении исторического облика Москвы и Петербурга, сопряженном с чудовищного размера коррупцией. Впрочем, Лошак подчеркнул, что эти две ситуации сравнивать некорректно.

Текст нынешнего репортажа "Аллах, спаси таджика" Андрей опубликовал в своей колонке на ресурсе Openspace. А ситуацию вокруг его показа разъяснил в эфире радио "Свобода".

- История главного героя сюжета

"В какой-то момент началась кампания в средствах массовой информации, что-то вроде новой страшилки: раньше были скинхеды, а теперь - мигранты кровожадные поджидают за углом с ножами, - говорит журналист. - Мне это все очень не нравится. Я делал ремонт в квартире и общался с этими людьми. Я совсем не нахожу их какими-то кровожадными и страшными".

Он привел в пример дворников-таджиков, которые работают в Останкино, киргизских девушек-уборщиц в офисах телецентра.

Но если труд одних хотя бы добросовестно оплачивается, то сотни гастарбайтеров на столичных стройках зачастую оказываются бесплатными и бесправными рабами. Заказчиками при этом выступают российские силовые структуры, которые по окончании работ вместо зарплаты депортируют мигрантов, зачастую - без права въезжать в Россию в течение нескольких лет.

Нелегалов используют и на подсобных работах - рубке леса и даже расклейке листовок. Гастарбайтеры "ездят рубить лес на совершенно непонятные заимки, принадлежащие каким-то чинам из МВД, - рассказывает Лошак. - Приезжает на Ярославское шоссе ОМОН, загоняет стоящих вдоль обочин рабочих дубинками в спецтранспорт. Выбирают именно азиатов: знают, что они совершенно бесправны. Люди рубят лес, а потом их вышвыривают обратно на обочину".

А глава таджикской общины Карамат Шарипов сообщил журналисту, что десятерых таджиков недавно подобным образом увезли расклеивать плакаты и прочую агитацию в Можайский район, где выбирали мэра. После работы вместо денег их всем автобусом сдали в милицию. Теперь все эти люди ожидают депортации в спецприемнике.

"Мне захотелось сделать материал, чтобы показать, что это за люди и в какой тяжелейшей ситуации они здесь находятся, - поясняет телерепортер. - Получается так, что они со всех сторон виноваты. Работодатели предпочитают не платить налоги и берут их нелегально на работу. Соответственно, сами гастарбайтеры становятся превосходной дойной коровой для правоохранительных органов. По сути, это люди совершенно бесправные, и в своем репортаже я их сравниваю с низшими кастами. То есть это такие неприкасаемые, руки им не подают, ноги о них вытирают".

Кризис на стройках России начался еще в начале октября, когда компаниям перестали выдавать кредиты. Половина московских таджиков-гастарбайтеров, занятых в строительстве, - примерно 100 тысяч человек - получила расчет и сразу же уехала. Другая половина - это те, кого обманули с деньгами, рассказывает радиостанция.

Чтобы не умереть с голоду, они за деньги, еще недавно казавшиеся смешными для отрасли - 10 тысяч в месяц, - устраиваются на еще действующие стройки, где их нередко снова "кидают". Так длится до тех пор, пока у рабочего не сдают нервы и он, плюнув на все, не уезжает в Таджикистан.

История главного героя сюжета

Героем репортажа Лошака стал таджик по имени Саид. В 2002 году у него заболела раком младшая дочь. На операцию потребовалось 16 тысяч долларов. Дом он продал за 8 тысяч, недостающую половину взял в долг. Чтобы рассчитаться, Саид со старшим сыном уехали на заработки в Москву.

Саид год проработал на стройке здания МЧС возле Поклонной горы, где подрядчиком выступает "Спецстрой", подведомственный Минобороны. "Раньше там работали солдаты стройбата. Сейчас они - видимо, привыкнув к бесплатной рабочей силе, - наняли огромное количество мигрантов", - говорит Андрей.

По словам рабочих, субподрядчики целый год обещали оформить все документы по закону, но не сделали этого. Бригада Саида жаловалась на то, что деньги не платят с лета. Телефон главного инженера не отвечает. Только на этом объекте работали десятки нелегалов, утверждают рабочие.

В конце зимы строительство решили заморозить. Подрядчик, так и не рассчитавшись, потребовал освободить вагончики, где жили гастарбайтеры. На следующее утро на таджиков была устроена облава. Корреспонденты НТВ сумели заснять, как гастарбайтеров под дулами автоматов вели в автобус ФМС. После двух недель в спецприемнике они были отправлены за госсчет на родину - в Таджикистан, Узбекистан и Молдавию. Вместо денег им поставили в паспорте штамп, запрещающий въезд в Россию в течение пяти лет.

Бригаде Саида повезло: их вагончик стоял в стороне, и они успели сбежать. Через день они уже были на объекте в районе Калужского шоссе. Коттеджный поселок "Золотые ключи"; хозяева, по слухам, из другого ведомства - ФСБ.

Саид говорит, что дочь спасли, но семью он с тех пор ни разу не видел. Заработанные деньги отсылал на родину, так что на билеты не оставалось. Так он провел здесь семь лет и теперь хочет получить деньги от "Спецстроя", чтобы уехать домой.

Вместо этого перенесенного на другой срок репортажа на НТВ тем временем прошла премьера совсем другого фильма Андрея Лошака - про 50-летний юбилей куклы Барби. "Розовые тона зрителю вроде бы пока не приелись", - прокомментировал свою новую работу автор.