Обыск прошел в музее и общественном центре имени Андрея Сахарова в Москве
RTV International

Многочасовой обыск прошел в пятницу в музее и общественном центре имени Андрея Сахарова в Москве. Об этом сообщает Каспаров.Ru, ссылаясь на правозащитное движение "За права человека". По этим данным, поводом для действий правоохранительных органов стала скандальная выставка "Запретное искусство-2006".

Напомним, что православные и национал-патриотические организации обвиняли организаторов в "оскорблении религиозных чувств" и "разжигании розни". Было возбуждено уголовное дело.

Другой известный правозащитник, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева назвала обыск в музее "позором", передает "Интерфакс". По данным Алексеевой, такого мнения придерживаются и все ее коллеги.

Обыск проводили люди, представившиеся сотрудники отдела по борьбе с организованной преступностью (УБОП), сообщает "Эхо Москвы". В музее к их приезду из руководства никого не было. Приехавший по требованию милиционеров директор музея Юрий Самодуров вместе с адвокатом, членами попечительского совета и тремя милиционерами долгое время находился у себя в кабинете. К месту событий выезжали сотрудники аппарата уполномоченного по правам человека в РФ и совета при президенте РФ по правам человека.

Как сообщила секретарь музея Галина Воробьева, следователи рассчитывали найти экспонаты с выставки "Запретное искусство-2006". "Они рассчитывали найти какие-то экспонаты с этой выставки, но у нас ведь нет ничего, только экспонаты последних выставок, бумаги, пресс-релизы предстоящих мероприятий. Тем не менее, по мнению Воробьевой, следователи результатами общения с коллективом музея остались довольны.

В Следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ подтвердили факт проведения обыска в Центре Сахарова. По словам официального представителя СУ СКП РФ по Москве Михаила Ионкина, следственные действия проводятся для изъятия вещественных доказательств, необходимых для проведения экспертиз.

Как "запретное" искусство стало "запрещенным"

Куратором выставки стал авторитетный специалист - заведующий отделом современных течений Третьяковской галереи Андрей Ерофеев.

Экспозиция состояла из таких работ, как изображения Микки Мауса и Ленина, порнографические картинки, нецензурные выражения на фоне распятия и других христианских символов, которые можно было увидеть через дырки в простыне. Это произведения, не разрешенные к показу в московских галереях и музеях художественными советами или директорами в 2006 году.

Директор Сахаровского центра подчеркивал, что большинство произведений, вызывавших недовольство, было создано еще в советское время. "Например, там была работа Федорова-Рошаля "Даешь стране угля": Христос, исполненный в иконописной стилистике, который держал в руке книгу, а на книге - надпись: "Даешь стране угля". Понятно, что это издевка над советской идеологией, над которой в тот момент как только не издевались, и которая в то же время приобрела статус фактически сакральный. Между прочим, эта картина была на выставке в нью-йоркском музее Гуггенхайма, и эту выставку открывал Путин", - рассказывал Самодуров.

Он отметил крайне высокий уровень всех работ, включенных в экспозицию: большинство из них, по словам Самодурова, входят в коллекции Русского музея и Третьяковской галереи.

Экспозиция, открывшаяся 7 марта 2007 года, вызвала протесты православной общественности. Активисты православных организаций 28 марта 2007 года провели пикет против выставки "Запретное искусство-2006" и деятельности центра Сахарова в целом. Сотрудники центра опасались за свою безопасность и сохранность работ, помня о погроме православными активистами выставки "Осторожно, религия!".

Позднее произошел другой скандал, связанный с современным российским искусством. Выставка "Соц-арт: политическое искусство в России с 1972 года" из собрания Третьяковской галереи должна была открыться в Париже 20 октября 2007 года. Однако из списка работ, утвержденных для таможни и вывоза за границу, были вычеркнуты самые острые произведения.

Вывозу ряда произведений препятствовало Министерство культуры и лично министр Александр Соколов, считающий проект, ранее показанный в рамках Второй московской биеннале современного искусства, "позором для России" и "порнографией".