В "Русскую службу новостей" пришли люди с "Первого" - в эфире "позитивно" рассказывают про "Единую Россию"
t-link.ru

На одном из крупнейших новостных ресурсов российского радиоэфира введена жесточайшая цензура. После прихода в "Русскую службу новостей" руководства с "Первого канала" в работе ресурса появились новые правила, согласно которым в эфире РСН должно быть как минимум 50% "позитивных новостей", в качестве политических ньюсмейкеров могут выступать только "первые лица" "Единой России", а оппозиция занесена в черные списки.

Смена руководства "Русской службы новостей", произошедшая на минувшей неделе, напоминала спецоперацию. Для радикального изменения всей политики информационного подразделения "Русской медиагруппы" (РМГ), которое готовит новости не только на собственной частоте 107.00 FM, но и для всех радиостанций холдинга, потребовалось меньше суток. В один день, 10 апреля, сменилось руководство "Рен-ТВ", "Русской службы новостей" (РСН) и "Радио России", пишет Газета.ru.

На государственную радиостанцию ушел один из бывших акционеров РМГ Сергей Архипов, на "Рен-ТВ" отправили менеджеров "Радио России", а в РСН пришли руководители с "Первого канала". С должности гендиректора РСН ушел Михаил Бакланов, который возглавлял ее с момента основания в течение 12 лет. Бакланов заявил, что расценивает ситуацию в РСН как "операцию, задуманную как нечто большее, чем просто смена руководства". Он связывает произошедшие перестановки с "текущим политическим моментом".

Как сообщает "Коммерсант", сразу же журналистский коллектив радиостанции познакомили с новым начальством - членом Общественной палаты, директором детских программ "Первого канала" Александром Школьником, который стал гендиректором, и ведущим новостей "Первого канала" Всеволодом Нерознаком, который стал главным редактором.

На самой радиостанции все выпуски и материалы теперь, прежде чем идти в эфир, предварительно вычитываются главным редактором. Плоды новой информполитики РСН можно было наблюдать уже во время "Марша несогласных", закончившегося избиением ОМОНом его участников. Об этом, впрочем, слушатели РСН так и не узнали. "Ну и что, что несколько отморозков-радикалов попали под руку, что об этом сообщать", - объяснил новый гендиректор РСН Александр Школьник. В субботнем выпуске новостей, вышедшем в 16:00, ведущий РСН сообщил, что в Москве "около двухсот радикалов попытались провести несанкционированную акцию на Пушкинской площади". "Никаких серьезных инцидентов зафиксировано не было",- объяснили в эфире.

Школьник и Нерознак: Америка - наш враг, Касьянов, Каспаров, Лимонов - политические маргиналы

По словам сотрудников РСН, смена руководства сопровождалась раздачей инструкций, которые представили Нерознак и Школьник. Начальство объявило, что политическими ньюсмейкерами должны быть "первые лица" "Единой России", члены Общественной палаты и "официальные" правозащитники Владимир Лукин и Элла Памфилова, а все руководство оппозиционной коалиции "Другая Россия" - Михаил Касьянов, Гарри Каспаров, Эдуард Лимонов - упоминаться не должно. Их разрешено называть лишь "либерал-радикалами". Что касается Касьянова, Каспарова и Рыжкова, о них мы не упоминаем, а если происходят какие-то события с их участием, пока будем использовать словосочетание "либерал-радикалы", - пояснил корреспондентам Нерознак. Кроме того, по словам журналистов, им дана установка: "Америка - наш враг", а "позитивные новости должны составлять не менее 50% эфира".

Большая часть журналистов московской редакции РСН собираются написать заявления об уходе. Свои должности уже покинули бывший главный редактор РСН Михаил Бакланов и его заместитель Мария Макеева. Сотрудники РСН пояснили, что Нерознак и Школьник пока сами не могут уволить никого, так как приказы об их зачислении на должности в РСН еще не подписаны.

"Русская служба новостей" является информационным подразделением радиохолдинга "Русская медиагруппа". Создана в 2000 году. Готовит выпуски новостей и более 50 тематических передач для одноименного радио (бывшее "Русское радио-2", аудитория, по данным TNS Gallup, 236,5 тысяч человек), а также радиостанций "Русское радио" (аудитория - 7440,5 тысяч человек) и "Монте-Карло". Также РСН располагает своим новостным сайтом.

Всеволод Нерознак заявил, что "политика" РСН "не изменилась, просто подача новостей стала более взвешенной": "Это аккуратный подход к созданию информационных выпусков, где не будет самопиара отдельных политиков, конъюнктурщины и непроверенной информации". Нерознак отметил, что оппозиционные политики будут упоминаться только в связи с их профессиональной деятельностью: "Каспаров - гениальный шахматист. Мы будем его цитировать, если он будет говорить конструктивные вещи, а не огульно обвинять существующий строй". Александр Школьник заявил: "Мы пока не готовы предоставить эфир оппозиции... Думаю, что мы будем придерживаться центристских позиций, трезво и объективно мыслить".

Бывший главный редактор РСН: смена менеджеров связана с подготовкой к выборам

Бывший главный редактор РСН Бакланов считает, что происшедшая смена менеджеров непосредственно связана с подготовкой к выборам 2007-2008 годов. РСН может рассматриваться как мощный PR-ресурс, так как охватывает гигантскую аудиторию слушателей развлекательных программ, которые к другим информационным ресурсам нередко не прибегают.

Ведущая итоговой программы "Неделя" на канале "Рен ТВ" Марианна Максимовская заверила, что на нее ограничения как на РСН не распространяются. "Мы в субботнем репортаже показали и арест Гарри Каспарова, и избиения людей, и выступление депутата Владимира Рыжкова. Но я не первый раз слышу о таких директивах. В телевизионном цеху нередко пересказывают выступления начальства, которое использует термин "политические маргиналы, которым не место в эфире приличного канала". Реальность такова, что в разряд политических маргиналов чаще всего попадают именно деятели оппозиции. Политика таких ограничений ясна - их объясняют заботой о зрителе, о его комфортном настроении. Но следует понимать - загоняя джинна общественного недовольства в бутылку с узким горлышком и закупоривая ее, страна обречена на взрыв".

Главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов так прокомментировал ситуацию на РСН: "Не бывает позитивных или негативных новостей - это непрофессиональный разговор. Для одних дождь - благо, для других - неприятность. Задача журналиста - сообщать о факте. Черные списки в эфире и вовсе из области абсурда. Видимо, господин Нерознак начитался Оруэлла и считает, что если человек не упомянут, то его не существует. Существует - не надо верить во всесилие СМИ. И вообще ситуация такова: когда Андрей Илларионов работал советником президента, каналы дрались за право взять у него интервью, а Касьянова еще совсем недавно называли одним из самых успешных премьеров. Теперь их записали в маргиналы. И это не реальность, а глупость, которая хорошо оплачивается".

"Русская служба новостей", главным акционером головной компании которой считаются структуры "Лукойла", и раньше никак не выглядела оппозиционной в отличие, например, от своего конкурента - "Эха Москвы". "Мы никогда не ставили себе цель стать оппозиционной радиостанцией, - поясняет Бакланов. - Мы были профессиональным СМИ, то есть объективно освещали происходящие события. И делали свое дело настолько, насколько могли в современных условиях. У станции были акционеры, которые стремились не ссориться с властями, потому что для них радио - это бизнес. Но за 12 лет никто из представителей власти не командовал мной. И если бы попытался, то это было бы невозможно". Теперь, по его мнению, "прислали полностью новую команду, которая будет действовать по приказу".