Новый миграционный закон привел к опустению рынков и может вызвать резкий рост цен
НТВ
Новый миграционный закон привел к опустению рынков и может вызвать резкий рост цен В России вступили в силу поправки к распоряжению правительства России о введении квоты для иностранных граждан, участвующих в розничной торговле
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Новый миграционный закон привел к опустению рынков и может вызвать резкий рост цен
НТВ
 
 
 
В России вступили в силу поправки к распоряжению правительства России о введении квоты для иностранных граждан, участвующих в розничной торговле
Вести
 
 
 
Во Владивостоке рынок на улице Спортивная был пуст
Вести

В России вступили в силу поправки к распоряжению правительства России о введении квоты для иностранных граждан, участвующих в розничной торговле. В регионах страны к новому положению отнеслись по-разному. Если на Дальнем Востоке инспекторов встретили пустые прилавки, то в Москве продавцы-иностранцы и не думают уходить сами. Они даже продолжают торговать спиртным, что категорически запрещено с 15 января. Об этом во вторник пишет газета "Новые известия".

Теперь доля трудящихся на рынках иностранцев должна составлять не более 40%. Однако даже для самых законопослушных гастарбайтеров сфера рыночной торговли скоро будет закрыта полностью, как уже недоступной стали торговля алкоголем и лекарствами. 40-процентная "квота" на иностранцев на рынках и в палатках является переходной стадией, и уже после 1 апреля за прилавком должны остаться только россияне, указывает "Время новостей". Работодателям, которые не исполнят нововведение, грозит штраф. За миграционные нарушения они должны будут выложить от 230 до 800 тысяч рублей.

Первыми утро 15 января встретили рынки Приморья. И сотрудникам дальневосточной Федеральной миграционной службы (ФМС) пришлось первыми признать, что введение нового миграционного законодательства привело к непредсказуемым результатам. В 9 часов утра сотрудники ФМС вышли в рейды по продуктовым рынкам, где еще в выходные спокойно работали китайцы и вьетнамцы. Их хотели посчитать и, если окажется больше положенных 40%, оштрафовать дирекцию рынка. Но считать было некого. На всех семи рынках, где торговали иностранцы, нашлась только одна вьетнамка.

"Мы не ожидали такого результата, - признался один из проверяющих, старший инспектор по особым поручениям отдела миграционного контроля Управления ФМС по Приморскому краю Андрей Важенин. - Могу только предположить, что дирекции рынков решили перестраховаться и попросили продавцов покинуть территорию".

Во Владивостоке рынок на улице Спортивная был пуст. Еще недавно здесь кипела торговля - тропические фрукты, личинки шелкопряда, соусы, приправы. Под навесами остались голые прилавки. На рынок то и дело заглядывали пенсионеры. "Я за овощами пришла, а тут все закрыто. В магазинах же нет приправ, а овощи дорогие!" - возмущалась горожанка Нина Андреева. К обеду появились первые результаты изгнания китайцев - у рынка россиянин за 50 рублей продавал китайские носки, которые еще пару дней назад стоили в два раза дешевле.

В Уссурийске 12 лет работает китайский рынок "Дружба" - самый большой на Дальнем Востоке. Отовариваться туда приезжали мелкооптовые продавцы со всего Приморья, Сахалина и Хабаровского края. Там прошло совещание с участием городских властей, представителей службы занятости и миграционной службы. Подсчитали, что после ухода из-за прилавков китайцев придется сократить наполовину штат работников рынка - это охранники, дворники, санитарные службы, контролеры. На биржу труда обратятся не менее 300 человек. В то время как сейчас на бирже ждут вакансий продавца всего 8 человек.

Как рассказали представители китайской диаспоры Приморья, продавцы не уехали из России. Сейчас они ждут, чем закончится инициатива федеральных властей, надеясь на смягчение. К тому же у многих еще есть действующие визы на работу в России. Чтобы выполнить закон, китайцы даже попытались найти русских продавцов. Но желающих встать за прилавок оказалось немного. "Просто русские не хотят работать, - рассказал китаец "Иван". - Там, где пять русских работают, справятся два китайца".

Предложение властей "переселиться" с рынков в магазины и торговые центры, китайцы отвергли. "Зачем нам покупать или строить себе магазины? Мы и так много заплатили за места на рынках, за общежития и визы, - говорит китайский коммерсант "Женя". - Поймите, мы не хотим здесь оставаться навсегда. Если мы вам не нужны, мы можем уехать".

В Москве рынки очень сильно пострадали еще осенью во время активной борьбы с нелегальными мигрантами. Оставшиеся иностранные продавцы обзавелись регистрацией, лицензиями на работу и покровительством дирекции рынков. Вопросы о новом притеснении заставляют торговцев морщиться и отворачиваться.

На Ленинградском продуктовом рынке Москвы продавцы-иностранцы стоят за каждым четвертым прилавком. "Сейчас на рынке нас не трогают, - признался азербайджанец Саид. - Чего нам бояться, до апреля время еще есть. Дирекция рынка нас уже предупреждала, но пока никаких мер не принимала. Буду оформлять российское гражданство, что еще делать".

"Мы уверены, что наступающие репрессии будут лишним поводом для милиции нажиться на нас, - сообщил грузин Георгий Диметрошвили. - С сегодняшнего дня обязательно начнется милицейский произвол". Георгий приехал в Москву недавно вместе с женой. "Мы хотели сына сюда привезти учиться, но теперь придется уехать домой самим", - вздыхает продавец Рижского рынка.

На Преображенском продуктовом рынке на первый взгляд иностранцы-продавцы составляют большую часть торговцев. Фатима, приехавшая в Россию из Таджикистана еще в 1990-х годах, замерзшими пальцами аккуратно поправляет развесистую связку бананов на весах. Почти десять лет она торгует фруктами. "Когда услышали о новых правилах, вся наша семья, конечно, запаниковала, заговорили о возвращении в Таджикистан, - признается Фатима. - Но потом вроде все успокоились, стали думать, как обойти это. Решили переоформлять наши четыре торговые точки на русских. Будем искать и русских продавцов. Не знаю, сохраним ли мы бизнес, ведь трудно найти русского продавца, чтобы не воровал и не обсчитывал. Юридически наши права будут незащищены, но фактически мы останемся хозяевами торговых точек".

В дирекции рынка о вступивших изменениях говорят с содроганием. "Раньше все миграционные нарушения касались только предпринимателей, которые у нас арендуют площадь, - сказали в администрации Преображенского рынка. - И оштрафуют их или нет, нам, собственно, дела не было. А теперь нам следить придется. Если такие баснословные штрафы, мы, конечно, всех мигрантов выгоним с рынка. Это довольно ощутимые убытки для нас. Но пока еще ничего не предпринимали. Общее собрание в департаменте будет только в четверг".

Продуктовые рынки Санкт-Петербурга значительно опустели 15 января. Ранее здесь торговали преимущественно выходцы из Таджикистана, Азербайджана и Узбекистана. Одной из причин массового отъезда стали усиленные рейды милиции и проверки регистрации граждан, проведенные в декабре 2006 года. По предварительным прикидкам, плодоовощной бизнес на рынках города на Неве свернули около 20% торговцев.

В Нижегородской области закон о запрете иностранцам торговать алкоголем и лекарствами может быть выполнен без проволочек. "Дело в том, что ни один из нижегородских мигрантов официально не работает в сфере торговли алкогольной и фармацевтической продукцией, - рассказал заместитель начальника отдела иммиграционного контроля областного Управления ФМС Сергей Рожков. - Поэтому вступление в силу постановления правительства не внесет каких-либо существенных изменений в работу розничной торговли. По крайней мере, на данном этапе. А всего в 2006 году на территории области было зарегистрировано 57 тысяч мигрантов".

Вполне вероятно, что спокойнее всего закон о торговле был встречен в Краснодарском крае. Здесь традиционно на продуктовых рынках работают местные жители, если и не со станиц и хуторов, то городские перекупщики, как правило, славянской внешности. В 1990-х годах были стычки на базарах с участием казаков, но и это постепенно прошло. Тем более что немалая часть районных рынков выделена казачьим обществам, которые и организуют там торговлю.

По опустевшему Ленинскому рынку в центре Мурманска гуляет ветер. Редко где у лотков с носками и стельками мерзнут российские бабули, замотанные в пуховые платки. У входа переминаются с ноги на ногу два азербайджанца, описывает "Комсомольская правда"

"Выходной день сегодня на рынке. Правда, мы все равно обычно торгуем. Но завтра наших будет ненамного больше: все, у кого российского гражданства нет, уехали. У меня-то гражданство здешнее, вот и работаю", - сказал один из торговцев.

"Да никогда рынок не обанкротится! - считает Евгений Крайнов, торговец с 10-летним стажем. - Во-первых, хоть узбеки-армяне и уехали, но скоро вернутся, в марте - самое позднее. И будут торговать нелегально. Честно, если б они навсегда уехали, я бы им музыку заказал, а за прилавки местных жителей бы поставил!"

На самом крупном "иностранном" рынке Красноярска - "Восточном" - настоящий обвал цен. Китайцы продают свой товар, чтобы успеть распродать все до "выселения" с торговой точки. "Мы хотим избавиться от вещей, - говорит продавец Вань Эй. - Пока нас не выгнали с рынка, надо успеть заработать как можно больше".

Такого в Красноярске еще не было: кожаные сумки можно купить за 100 рублей, зимние пуховики - за 500, нижнее белье - 15 - 25 рублей, зимние сапоги - 250 рублей, дубленки - 2 тысячи рублей. Но аттракцион невиданной щедрости скоро закончится. Вряд ли иностранные гости бросят доходный бизнес и уедут домой. Многие уйдут в подполье, постараются нанять местных продавцов, и в конечном итоге это приведет к росту цен, считает КП.

В понедельник рынки Твери опустели. Торговцы фруктами и ширпотребом - таджики, азербайджанцы и вьетнамцы, - напуганные миграционными нововведениями решили отсидеться в общежитиях и съемных квартирах.

"Здесь такое вчера творилось - не поверите! - рассказал чеченец Аслан, торговец джинсами. - На фрукты скидывали цены процентов на 30, лишь бы успеть распродать товар. Таджики друг с другом чуть не передрались, за клиентов боролись. Я знаю, что многие из них решили уйти в строительство, другие - вернуться на родину. Здесь им больше ловить нечего".