Андрей Козицын
ООО "УГМК-Холдинг"
Андрей Козицын Игорь Алтушкин
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Андрей Козицын
ООО "УГМК-Холдинг"
 
 
 
Игорь Алтушкин
Krot91 / Wikimedia Commons
 
 
 
Екатеринбургская епархия РПЦ планирует построить на месте сквера у театра драмы храм Святой Екатерины. Восстановление храма, который был разрушен в 1930 году, обсуждается с 2010 года
Екатеринбургская Епархия

Строительство храма в центре Екатеринбурга, против которого протестуют горожане, финансируют два местных миллиардера - глава "Уральской горно-металлургической компании" Андрей Козицын и владелец "Русской медной компании" (РМК) Игорь Алтушкин, занимающие в рейтинге Forbes 24 и 25 места соответственно.

Алтушкин и Андрей Козицын давно известны как спонсоры проектов Русской православной церкви, активно жертвуют деньги на строительство храмов и получают благодарности от патриарха Кирилла, а Алтушкин в 2018 году предоставлял патриарху для полета в Екатеринбург свой личный бизнес-джет, пишет The Bell.

Стоимость возведения 70-метрового храма оценивается в 3,5 млрд рублей. Кроме поддержки РПЦ, Алтушкин известен экстравагантными жестами: по данным Forbes, проектом штаб-квартиры РМК в Екатеринбурге занимается известный британский архитектор Норман Фостер, а самому Алтушкину принадлежит особняк в Лондоне, которым прежде владела певица Мадонна. Вместе с сыном Алтушкин устраивает в Екатеринбурге турниры по боксу и смешанным единоборствам с участием звезд первой величины.

Алтушкин также известен как учредитель благотворительного фонда РМК. Первым в списке задач фонда указано "укрепление традиционных семейных ценностей и роли семьи в обществе". Фонд активно сотрудничает с РПЦ и финансировал строительство храма Рождества Христова в станице Наурская в Чечне.

Андрей Козицын с 2003 года входил в патриарший совет покойного патриарха Московского и всея Руси Алексия II и активно участвовал в восстановлении Валаамской обители, которую часто посещает президент РФ Владимир Путин. Бизнесмен входит в попечительские советы сразу нескольких православных фондов - Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы, программы "Александр Невский".

В 2014 году патриарх Кирилл лично поблагодарил Козицына за "умножение и сохранение памяти о Святом благоверном князе Александре Невском". Секретарь епархиального управления Екатеринбургской епархии РПЦ иеромонах Кирилл, который также активно участвует в проекте строительства храма Святой Екатерины, даже сравнил Козицына с архангелом.

Алтушкин прокомментировал конфликт вокруг храма Forbes: "Мы против гражданских конфликтов и против любой эскалации, считаем, что все должно оставаться в рамках правового поля. Мы знаем, что официальные процедуры соблюдены. Со стороны храма все идет по закону".

The Bell отмечает, что строительство храма в Екатеринбурге - не первый проект РМК, который вызвал протесты. В 2017 году массовые акции поставили под вопрос крупнейший инвестпроект компании - строительство Томинского горно-обогатительного комбината (ГОК) в Челябинской области. Они также закончились силовыми столкновениями протестующих с представителями РМК.

Жители утверждают, что строительство ГОК в 9 км от Шершневского водохранилища, из которого Челябинск получает воду, может сделать город непригодным для жизни. Осенью 2017 года, за несколько месяцев до президентских выборов, одному из активистов позвонил лично президент Владимир Путин и после разговора поручил губернатору Челябинской области взять вопрос на личный контроль.

Но местные власти в итоге встали на сторону РМК, охранники РМК избивали протестовавших против строительства комбината, а на общественные слушания о строительстве, по свидетельствам "Новой газеты", приходили "гопники", которые грозили "подпалить дома" несогласным со строительством.

Екатеринбургская епархия РПЦ планирует построить на месте сквера у театра драмы храм Святой Екатерины. Восстановление храма, который был разрушен в 1930 году, обсуждается с 2010 года. Сначала его планировалось построить на площади Труда, затем - на насыпном острове в акватории городского пруда. Оба варианта вызвали широкий общественный протест, поэтому от идей отказались.

В начале 2018 года губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев сообщил о переносе места строительства на набережную около Театра драмы. Городская дума изменила назначение земли из территории общего пользования на объекты религиозного назначения, а мэр Екатеринбурга Александр Высокинский утвердил проекты планировки и межевания территории. Храм планируется построить к 300-летию города в 2023 году.

Ситуация обострилась после того, как 13 мая в сквере прошел стихийный сход, продолжавшийся до утра. С наступлением темноты к скверу подъехали бойцы "Академии единоборств РМК", которые начали выталкивать горожан за огражденный периметр и вели точечные склоки с оставшимися по другую сторону горожанами.

Полицейские предпочли наблюдать за происходящим из своих машин и не вмешиваться, и только к полуночи начали просить горожан разойтись. Никаких попыток защитить екатеринбуржцев от бойцов РМК не предпринимали ни полицейские, ни омоновцы.

Впоследствии стало известно, что сотрудники полиции задержали четверых участников акции, а также одного из сотрудников ЧОП "РМК Безопасность", который распылил газовый баллончик на активистку. Губернатор Евгений Куйвашев пригласил сторонников и противников строительства на переговоры, подчеркнув, что намерен "добиться мира, спокойствия и понимания".

Зампред синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе в беседе с радиостанцией "Говорит Москва" заявил, что общественное неприятие идеи возведения храма святой Екатерины сильно преувеличено, наоборот, храм позволит восстановить мир и согласие.

"Когда мы говорим о храмовом строительстве в Екатеринбурге и его окрестностях, мы должны помнить, что это регион, в котором была убита царская семья. Во многих храмах екатеринбургской митрополии молятся об упокоении царской семьи и людей, которые были подвержены пыткам и убийствам во время богоборческой власти.<...> Людям, которые хотят быть наследниками тех, кто убивал верующих, разрушал храмы, растаскивали иконы во времена Гражданской войны, нужно сказать, что они должны сделать выбор. С теми они, кто строит храмы, или с теми, кто их разрушает, преследует людей, которые хотят просто помолиться", - заявил Кипшидзе.