Транзит военных грузов для коалиции в Афганистане, о котором летом прошлого года договорились Дмитрий Медведев и Барак Обама, фактически заблокирован Россией
af.mil
Транзит военных грузов для коалиции в Афганистане, о котором летом прошлого года договорились Дмитрий Медведев и Барак Обама, фактически заблокирован Россией Планировалось, что Россия будет пропускать в Афганистан 12 тяжелых военных самолетов в день, более 4 тысяч в год
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Транзит военных грузов для коалиции в Афганистане, о котором летом прошлого года договорились Дмитрий Медведев и Барак Обама, фактически заблокирован Россией
af.mil
 
 
 
Планировалось, что Россия будет пропускать в Афганистан 12 тяжелых военных самолетов в день, более 4 тысяч в год
af.mil
 
 
 
В Москве сложился консенсус среди специалистов, военных, дипломатов, вообще начальников, что коалиция во главе с Америкой в Афганистане проиграет, что ситуация очень похожа на то, что было с советскими войсками в Афганистане в 80-е годы, и что Советский С
defenselink.mil

Транзит военных грузов для коалиции в Афганистане, о котором летом прошлого года договорились Дмитрий Медведев и Барак Обама, фактически заблокирован Россией. Эту информацию подтвердили радиостанции "Свобода" официальные лица в Москве, а также российские и американские военные эксперты.

Планировалось, что Россия будет пропускать в Афганистан 12 тяжелых военных самолетов в день, более 4 тысяч в год. Москва намеревалась делать это почти бескорыстно, отмечает военный эксперт Павел Фельгенгауэр: "Россия вроде бы отказалась взимать обычную плату за навигационные услуги. И помощник Обамы по России Майкл Макфол хвастался, что это в год сэкономит 133 миллиона долларов для американской казны. Это преподносилось как практически единственный, основной реальный успех "перезагрузки" отношений между Америкой и Россией".

Однако это соглашение так до сих пор и не заработало: состоялся всего один пробный полет. Тогда источник в Кремле заявил, что "никаких проблем с организацией транзита американских грузов через российскую территорию нет, периодичность перевозок целиком зависит от решения американской стороны".

Напомним, генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, посетив в декабре прошлого года Москву с визитом, отметил, что НАТО высоко ценит согласие России предоставить транзит через свою территорию для поставок грузов в Афганистан, но "здесь имеется потенциал для дальнейшего развития этого направления".

Отсутствие полетов объясняют незавершенность каких-то бюрократических формальностей Но в происходящем есть и политическая подоплека, уверен Фельгенгауэр. "В Москве сложился консенсус среди специалистов, военных, дипломатов, вообще начальников, что коалиция во главе с Америкой в Афганистане проиграет, что ситуация очень похожа на то, что было с советскими войсками в Афганистане в 80-е годы, и что Советский Союз развалился, теперь НАТО развалится, в общем, проиграют они точно, - поясняет эксперт. - Уж если мы там проиграли, то проиграют и американцы. Поэтому никто особенно не стремится поддерживать заранее проигранную и безнадежную операцию".

"Это большая политика, - отметил председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. - Мы говорим США: вот мы вам даем военный транзит, а вы нам говорите - "давайте телекоммуникации с ваших новых ракет". Ну разве так можно, если мы с вами договариваемся, если такая степень открытости... Несмотря на все это, нам будут противоракетную оборону ставить, как заградительные отряды во времена Великой Отечественной войны для штрафного батальона".

"Мы им говорим - раз вы оккупировали Афганистан, давайте вы будете заниматься борьбой с опиумом. Они говорят - нет, этим должны заниматься специально подготовленные какие-то внутренние силы, - сетует Озеров. - Мы говорим - давайте, мы вам военный транзит, но дальше-то что? Войной мир не восстанавливается, в конечном итоге". Сенатор также опасается, что южным границам России будет грозить опасность, если коалиция не займется восстановлением экономики и социальной сферы Афганистана: "Американцы уйдут, их контингент находится далеко. А у нас Центральная Азия рядом. Нам жить с этими людьми еще долго в мире", - говорит сенатор.

В Вашингтоне на тему транзита говорят неохотно. Официальная представительница Пентагона подполковник Алмара Белк в интервью "Радио Свобода" заявила, что с транзитом все нормально, а русские ни в чем не отказывают. "Мы снабжаем войска коалиции в необходимых масштабах. И Россия никогда не отклоняла наши запросы на совершение полетов", - сказала Алмара Белк.

Однако уверенность российского эксперта Павла Фельгенгауэра, что в Москве не хотят успеха США в Афганистане, разделяет эксперт Европейского совета по международным отношениям Дэниэл Корски: "Им неприятно думать о возможной победе американцев в Афганистане, о том, что там возможно то же самое, что генерал Петреус проделал в Ираке, поэтому им не совсем по сердцу помогать коалиции в этой операции. Вопрос транзита - только один из примеров такого отношения".

Другой эксперт, профессор Лейденского университета по вопросам международной безопасности Джулиан Линдли Френч, полагает, что Соединенные Штаты не очень-то и рассчитывали на Россию в афганской операции. "Я говорю это вовсе не для того, чтобы унизить Россию - просто учитывая историю сложных отношений с Россией, ни одно правительство на Западе не поставит свои вооруженные силы в зависимость от политики Кремля, - объясняет эксперт.

Между тем, Павел Фельгенгауэр уверен: тайные пожелания поражения коалиции ничего хорошего Москве не принесут. "В результате перезагрузка отношений с США зависла - из-за нашего явного нежелания помочь НАТО и Западу добиться успеха в Афганистане. При всех разговорах - что вот мы здесь готовы помочь - в действительности тянут время и ожидают их поражения. Если такая политика будет продолжаться, это будет существенно ухудшать отношения Россия и с Вашингтоном, и с Западом в целом", - прогнозирует Фельгенгауэр.

"Возможно, в Кремле положились на авось, а также на то, что в пылу "перезагрузки" Вашингтон пойдет на действительно серьезные уступки в важных вопросах", - полагает обозреватель радиостанции.