AP Photo
ВСЕ ФОТО
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Президент Александр Лукашенко сказал, что "скорее всего Союз Белоруссии и России будет развиваться на основе ныне действующего Союзного договора и заключенных в рамках Союза соглашений".

"Мы недостаточно использовали возможности действующего союзного договора... И в ближайшие два-три года будем усиленно работать в этом направлении", - сказал Лукашенко в среду вечером по прибытии в аэропорт Минска из Москвы, где состоялись его переговоры с президентом России Владимиром Путиным.

Он заявил, что предложенные в среду Путиным схемы дальнейшего развития союзного государства не являются окончательным и согласованным вариантом, а представляют собой лишь рассматриваемые со всех сторон модели.

Касаясь предложения Путина провести в мае будущего года в России и Белоруссии референдум по вопросу объединения двух стран в единое государство, Лукашенко сказал, что формулировка вопроса, предложенная российским президентом, является неприемлемой для Белоруссии.

Напомним, сегодня Путин по окончании переговоров с Лукашенко заявил, что на референдум можно вынести вопрос о том, согласны ли граждане России и Белоруссии с созданием такого государства, в котором были бы обеспечены права и свободы, а также равенство регионов России и Белоруссии и создание органов власти в соответствии с Конституцией РФ.

Однако спустя несколько часов в Минске Лукашенко заявляет, что "для белорусов данная формулировка будет означать выбор: согласны ли вы разделить Белоруссию на семь частей, включить их в Россию на равных правах с субъектами Российской Федерации... Это однозначно неприемлемый вариант для Белоруссии", - сказал Лукашенко. - Мы никогда не пойдем на него".

Он заявил, что построение Союзного белорусско-российского государства возможно лишь на принципах равноправия и сохранения суверенитетов двух стран.

Лукашенко также напомнил, что в качестве одного из вариантов объединительного процесса в Кремле обсуждалась и модель интеграции на принципах Евросоюза.

Из слов Лукашенко следовало, что такая модель возможна, но опять же при обязательном условии сохранения в полной степени ныне действующего Союзного договора без внесений каких-либо поправок и корректив в этот документ.

"Я предложил Владимиру Владимировичу (Путину): коль мы не готовы сегодня предложить что-либо полностью приемлемое для обеих сторон, давайте не будем ломать Союзный договор и действующие в рамках Союза соглашения", - сказал белорусский президент.

Лукашенко предложил Путину "выжать" из действующего Союзного договора и других правовых актов возможности предоставления гражданам Белоруссии и России равных прав и свобод в рамках Союза, а субъектам хозяйствования обеих стран "предоставить такой режим работы, чтобы никто не чувствовал себя на территории всего Союза иностранцем".

Президент Белоруссии заявил, что Путин поддержал позицию белорусского президента "не разрушать все, что сделано в рамках Союза, а идти вперед".

Между тем сегодня в столице российский президент заявлял, что уже в мае 2003 года можно было провести референдум по вопросам объединения России и Белоруссии, в декабре 2004 года - выборы в единый парламент, а весной, "возможно, в марте", следующего года - выборы главы единого государства.

При этом Владимир Путин подчеркнул, что это - один из вариантов дальнейшей интеграции, предусматривающий "создание в полном смысле этого слова единого государства", передает РИА "Новости".

Российский президент уже предложил с 2004 года ввести рубль в качестве единой валюты для двух государств, то есть на год раньше, чем планировалось ранее. Глава государства, добавил, что нововведение потребует изменения в законодательстве обеих стран и является непростым решением, передает ИТАР-ТАСС.

Напомним, ранее в соответствии с договор о создании союзного государства планировалось, что на единую валюту союзное государство перейдет в 2008 году. До этого, начиная с 2005 года, в качестве единой расчетной единицы в союз временно будет являться российский рубль.

Переговоры Путина и Лукашенко продолжались два с половиной часа.

Между тем уже появились первые комментарии по поводу прозвучавших заявлений российского президента. Так, глава фракции ОВР Вячеслав Володин считает, что первая модель интеграции России и Белоруссии, предложенная сегодня президентом Путиным "наиболее правильная". В первом варианте, пояснил Володин в интервью радиостанции "Эхо Москвы", "все ясно и понятно, есть единое государство, единые органы управления, и главное, есть желание белорусского народа и россиян жить вместе". В случае реализации такой модели, отметил он, "Белоруссия будет входить в состав РФ, но этот вариант подразумевает единое государство, в рамках которого будет жить и Белоруссия, и Российская Федерация: один президент, один парламент".

"Для этого надо, чтобы люди, которые живут и в России, и в Белоруссии объединились, поэтому обязательно проведение референдума, в рамках которого будет решаться судьба, по какому пути идти", - сказал Володин.

"Сейчас есть уникальная возможность создать единое государство, и мы тогда могли бы все вопросы экономические решить в рамках единого государства, - убежден он. - Это намного легче, чем идти по пути Евросоюза. Президент правильно сделал, что вариантом номер один избрал вариант создания единого государства".

По мнению Володина, "вопрос о статусе Белоруссии можно будет решать только после того, как будет принято решение о ее вхождении в РФ, но первое слово должен сказать референдум".

Он уверен, что если референдум состоится в мае следующего года, большинство россиян проголосует за вхождение Белоруссии в состав РФ.

Депутат Госдумы РФ Владимир Рыжков также выступает за объединение России и Белоруссии в одно государство. "Белорусам предложено два варианта и теперь выбор - за ними", - заметил Рыжков. По его мнению, первый вариант принесет Белорусам "фантастическую выгоду", так как Белоруссия станет самым западным регионом страны, за исключением Калининграда, "а это значит преимущество инвестиций".

Рыжков считает абсолютно логичным предложение президента Владимира Путина. "У нас в последние годы шла игра словами. Путин стремится к ясности, и он прав. Он предложил белорусской стороне, наконец, определиться, чего они хотят", - пояснил он.