Москва, рекламные щиты к общероссийскому голосованию по внесению поправок в Конституцию РФ на улицах Москвы, 8 июня 2020 года
Фото: Кирилл Зыков / АГН Москва
Москва, рекламные щиты к общероссийскому голосованию по внесению поправок в Конституцию РФ на улицах Москвы, 8 июня 2020 года Элла Памфилова
 
 
 
Москва, рекламные щиты к общероссийскому голосованию по внесению поправок в Конституцию РФ на улицах Москвы, 8 июня 2020 года
Фото: Кирилл Зыков / АГН Москва

Сотрудники бюджетных организаций жалуются на административное давление в связи с приближающимся голосованием по поправкам в конституцию. О принуждении к досрочному и электронному голосованию заявляют не только медики, но также учителя и библиотекари. Глава Центризбиркома Элла Памфилова 11 июня заявила, что ЦИК пока не нашел подтверждений этим сообщениям: "В основном это были фейки".

Хотя Памфилова не исключила, что случаи принуждения все же могут быть, она дала четко понять, что для наведения порядка жалобщикам нужно "брать на себя ответственность" и рисковать, не рассчитывая на анонимность.

"Анонимность анонимности рознь. Если человек сочиняет, а потом говорит "ах, я боюсь"... Анонимность имеет место, только если представленные факты можно доказать безусловно. Если он говорит: "Я знаю, но меня не называйте", грош цена такой гражданской активности. Если хочешь навести порядок, бери на себя ответственность, рискуй и доказывай - "да, мне звонил мой начальник"", - цитирует главу ЦИК "Интерфакс".

В то же время Памфилова пообещала "не давать спуску" тем, кто принуждает работников регистрироваться на электронное голосование, и "очень жестко" следить за такими ситуациями.

"Принять всерьез заявление председателя ЦИК о фейках никак не получается. Даже беглый опрос коллег из других школ и личных знакомых дал за полчаса больше десятка подтверждений: да, принуждают", - пишет в субботней статье обозреватель "Новой газеты" Ирина Лукьянова. По ее словам, только три учителя в беседе с ней не подтвердили, что руководство просило зарегистрироваться на электронное голосование.

О давлении говорят не только педагоги, но и родители школьников, а также члены избирательных комиссий и их родственники. В некоторых случаях от работников настойчиво требуют подтвердить регистрацию на электронное голосование, прислав скриншот с сайта московской мэрии mos.ru. Собеседники журналистки отмечали, что указание из департамента образования Москвы поступило по телефону, а не в письменном виде, поэтому "обжаловать нечего".

В некоторых случаях директора и вовсе заявили, что учителя "должны служить примером гражданской активности для школьников и их семей". Подобные требования получили также сотрудники московских библиотек, домов культуры, студий детского творчества, подведомственных департаменту культуры, а также сотрудники ЖКХ и других городских организаций.

Все собеседники Лукьяновой ожидаемо отказались "деанонимизироваться" по призыву Эллы Памфиловой: учителя зависят от директоров школ, а те - от департамента образования, то есть от правительства Москвы, которому ЦИК передает поступающие на горячую линию жалобы.

Юрист независимого профсоюза "Учитель" Юрий Варламов сообщил "Новой", что располагает сведениями об административном давлении на учителей более 10 разных московских школ. Профсоюз заявил о готовности предоставить юридическую и информационную помощь коллегам, которых принуждают голосовать определенным образом.

"Принуждение к голосованию незаконно. Конституция РФ гарантирует свободное и равное осуществление гражданином своего избирательного права. Гражданин также имеет право выбирать форму голосования", - говорится в заявлении на сайте профсоюза.

Работники столичных библиотек жалуются, что их заставляют не только зарегистрироваться на электронное голосование и подтвердить запись скриншотом, но и "притянуть" еще троих человек. Один из сотрудников, письмо которого приводит издание The New Times, рассказал, что сначала это были только рекомендации, но потом пошли угрозы лишить всю библиотеку премии, которая составляет большую часть зарплаты.