Суд Нальчика вступился за права "русского талиба" Расула Кудаева
Архив NEWSru.com
Суд Нальчика вступился за права "русского талиба" Расула Кудаева
 
 
 
Суд Нальчика вступился за права "русского талиба" Расула Кудаева
Архив NEWSru.com

В Кабардино-Балкарии разгорается новый скандал вокруг расследования дела о нападении боевиков на Нальчик осенью 2005 года. Ранее местный суд признал незаконным постановление следствия о кремации убитых участников тех событий. А теперь суд признал незаконным отказ прокуратуры в возбуждении уголовного дела об избиении и пытках проходящего по этому делу одного из семи "русских талибов" Расула Кудаева, пишет "Время новостей".

Прокуратура в свою очередь сразу обжаловала решение суда . Доводы при этом были приведены не менее скандальные: находящегося под арестом обвиняемого, по ее версии, избили "неустановленные лица", и суд Нальчика неправомерно ссылался на судебную практику Европейского суда по правам человека (ЕСЧП).

В октябре 2005 года Расул Кудаев оказался среди 69 арестованных по подозрению в участии в нападении на столицу КБР. Спустя месяц после ЧП Николай Шепель, тогда занимавший должность замгенпрокурора России, озвучил первые результаты расследования. Он сообщил, что нападение - дело рук международных террористов, одним из которых якобы и был Кудаев.

Его родные, в свою очередь, несогласные с версией следствия (они уверяют, что Кудаев никакого отношения к нападению на Нальчик не имел), вот уже два года пытаются оспорить арест и добиться от прокуратуры возбуждения дела по факту избиения и пыток Кудаева милиционерами.

Семеро "русских талибов", задержанных американцами в Афганистане и проведших несколько лет на военной базе Гуантанамо, в 2004 году были депортированы властями США на родину. В России они сразу попали под жесткий контроль спецслужб и не раз задерживались по подозрению в экстремизме и терроризме.

До октябрьских событий 2005 года претензий к Расулу Кудаеву и его земляку Руслану Одижеву у силовиков не было. Кудаев, по словам знакомых, по болезни практически не выходил из дома, Одижев пас овец в горах. (В июне этого года его застрелили, по официальной версии, во время задержания.)

Кудаева арестовали спустя десять дней после нападения на Нальчик. С этого времени, по заявлению его матери Фатимы Тенкаевой, арестованный подвергался систематическим избиениям, ему отказывались выдавать необходимые лекарства. А сама она с тех пор пытается добиться от горпрокуратуры возбуждения уголовного дела по факту пыток, применяемых к ее сыну сотрудниками милиции.

По утверждениям Кудаева, 28 октября 2005 года он был вывезен из СИЗО в незнакомое ему здание, где неизвестные надели ему на голову полиэтиленовый пакет и стали требовать признаться в нападении на Нальчик и рассказать, где хранится оружие соучастников. Во время допроса, как сообщил Кудаев, его избивали палками, подвешивали на наручниках и т.д. К жалобе были приложены два заключения судмедэкспертизы.

В прокуратуре Нальчика тем не мене, предъявленные материалы для возбуждения дела посчитали недостаточными и расценили их как попытку "скомпрометирования правоохранительных органов республики для избежания уголовной ответственности за содеянное". Также в постановлении прокуратуры было указано, что телесные повреждения Кудаев мог получить во время задержания.

Зампрокурор:"Побои арестованному нанесли неизвестные лица"

Жалобу на отказ в возбуждении дела Нальчикский горсуд рассматривал трижды. И в конце ноября этого года все же признал незаконным и необоснованным все предыдущие решения по этому вопросу, обязав прокуратуру устранить нарушения. Аргументируя решение, суд указал, что отказ в возбуждении дела основан на показаниях сотрудников милиции, а они являются заинтересованными лицами. Кроме того, суд сослался на судебную практику ЕСПЧ, по которой "расследование серьезных заявлений о жестоком обращении должно быть тщательным".

Прокуратуру такое решение не удовлетворило, и она подала кассацию. В ее документах, поступивших в Верховный суд КБР, в частности, указывается, что все необходимые проверки и экспертизы по делу Кудаева уже давно проведены "полно и объективно". В частности, по словам зампрокурора города Мурата Тхакахова, "в ходе проверки было установлено, что побои арестованному нанесли не сотрудники правоохранительных органов, а неизвестные лица".

Кроме того, прокуратура оспорила право суда апеллировать к международным юридическим нормам, отметив, что "действующий в РФ закон является кодифицированным, в связи с чем ссылки на состоявшиеся в других странах судебные прецеденты несостоятельны и не могут быть положены в основы принимаемого в рамках Уголовно-процессуального кодекса РФ решения".

Эти выводы прокуратуры вызвали удивление у адвоката Кудаева Магомета Абубакарова. Он отметил, что с момента ратификации РФ Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (5 мая 1998 года) юрисдикция ЕСПЧ признана обязательной. В ЕСПЧ, кстати, уже подана и жалоба г-жи Тенкаевой по поводу нарушений прав сына, включая арест и применение к нему недозволенных методов допроса.