Илья Фарбер
© РИА Новости / Максим Блинов
Илья Фарбер

Бывший директор сельского ДК в Тверской области Илья Фарбер, ставший фигурантом резонансного дела о взяточничестве и приговоренный ранее по этому обвинению к трем годам тюрьмы, в пятницу вышел на свободу.

Сельский учитель, за процессом над которым следила вся страна, провел в СИЗО Твери более двух лет (два года и три месяца) и был выпущен условно-досрочно, передает со ссылкой на представителя УФСИН РИА "Новости".

У ворот следственного изолятора Фарбера ждали его сын Петр, мать и представители СМИ. Отвечая на вопрос ИТАР-ТАСС, Илья Фарбер сказал, что чувствует себя "отлично" и в будущем собирается заняться правозащитной деятельностью. Он также заявил, что намерен обжаловать штраф в три миллиона рублей, который назначил ему суд.

Сын Фарбера ранее сообщал об освобождении отца на своей страничке в Facebook. В пятницу он разместил там фотографию справки об освобождении.

В беседе с журналистами Фарбер рассказал об условиях своего содержания в тверском СИЗО. Бывший заключенный назвал их "образцовыми" и заявил, что "было бы здорово, если бы во всех следственных изоляторах были такие условия содержания, как в этом", сообщает "Русская служба новостей". Он также поблагодарил всех, кто помогал его сыну в деле освобождения: "Я не устану говорить о том, что, конечно, я очень благодарен всем, кто помогал моему сыну за меня бороться".

Говоря о причинах своего освобождения, Фарбер заявил, что это произошло по "тем же мотивам, по которым были отпущены участницы группы Pussy Riot и Михаил Ходорковский". "И по тем же мотивам, я уверен, пересматривается дело Платона Лебедева", - сказал Фарбер.

Напомним, что в отличие от Ходорковского, Лебедев до сих пор находится за решеткой. Срок его заключения истекает в мае 2014 года. Стоит отметить, что с юридической точки зрения мотивы освобождения Ходорковского и участниц Pussy Riot не одинаковы: экс-главу ЮКОСа выпустили в связи с президентским помилованием, а активисток - по амнистии.

"Некого винить, кроме нас самих"

"Точно могу сказать, что я буду помогать заключенным и что я сделаю то, что от меня зависит, чтобы было лучше не только заключенным, но и сотрудникам, может быть, системы ФСИН, потому что я считаю, что все это крепко связано, одно влияет на другое", - заявил Фарбер вскоре после освобождения "Коммерсанту FM".

Он добавил, что некоторые "конкретные предложения" у него уже имеются. Однако конкретнее о будущей работе бывший заключенный намерен рассказать после консультаций со специалистами.

"Что главное, я понял в изоляторе, вернее, в чем еще больше убедился и что знал еще до попадания в тюрьму, что все зависит от нас, и во всем, что с нами происходит, некого винить, кроме нас самих, - заявил Фарбер. - Я имею в виду наше государственное устройство, нашу систему правоохранительную, судебную, которую все называют машиной, которая действительно похожа на такую человековыжималку, где в первую очередь нарушается закон теми, кто должен его охранять, оберегать, защищать. Вот ими он и нарушается больше всего. Вот в этом во всем мы сами виноваты, что это у нас есть, и только мы можем это изменить".

Что касается планов на будущее в отношении собственной жизни, Фарбер, по его признанию, не настроен на радикальные перемены. В частности, он планирует продолжить учительскую деятельность.

"Этим я занимался всю жизнь после того, как школу окончил. Да и в школе, когда я учился, у меня был младший братик, младшая сестренка, я помогал учиться детям, получается, еще со школьных лет. И я не собираюсь это бросать, - заявил Фарбер. - У меня есть дети, будут еще дети".

Дело Фарбера

Бывший директор сельского ДК был признан виновным в том, что, по мнению прокуратуры, в 2011 году получил 300 тысяч рублей от директора коммерческой организации за то, что позволил подрядчику продолжить ремонтные работы в ДК, а через месяц - еще порядка 132 тысяч рублей за подписание акта выполненных работ. На деле они были проведены не в полном объеме. Как считают следователи, подписав указанный акт, Фарбер причинил бюджету учреждения ущерб в сумме 941 тысячи рублей.

В 2012 году Тверской облсуд признал Фарбера виновным и приговорил к восьми годам лишения свободы в колонии строгого режима со штрафом 3,2 млн рублей.

Позднее Верховный суд отменил этот приговор, а дело направил на новое рассмотрение в Осташковский горсуд, который 1 августа 2013 года приговорил Фарбера к семи годам и одному месяцу лишения свободы с отбыванием срока в исправительной колонии строгого режима, а также к штрафу в 3,1 млн рублей.

31 декабря 2013 года Московский районный суд Твери удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении Ильи Фарбера. Освобождение по УДО стало возможным после того, как президент РФ Владимир Путин назвал дело Фарбера "вопиющим" и учителю по ходатайству прокуратуры снизили срок наказания до трех лет лишения свободы.