Белый дом живет в ожидании перемен. 17 мая истекает ровно год, который фактически отпущен президентом Путиным нынешнему составу правительства. Срок, в течение которого обещано никого не трогать. С декабря прошлого года премьер-министр Касьянов работает над новой структурой правительства. Принцип ясен: не должности подбираются под людей, а люди под должности. Вопрос всех вопросов ≈ кто останется, а кто будет вынужден уйти. Эта тема, естественно, у всех здесь на устах. Как и в любом нормальном коллективе, белодомовские сотрудники шепчутся, обсуждают, нервничают. Все понимают, что в случае коренных перемен на какое-то время работа будет парализована, пока новое начальство не войдет в курс дела.

Но новых неизвестных имен в списке возможных претендентов почти нет. Премьер, по некоторым данным, в середине апреля уже обсудил с президентом план реорганизации, который был принят за основу и сейчас шлифуется.

"Суть этих разговоров и вопрос о реорганизации правительства сводился к тому, что надо дать поработать кабинету год, по итогам этого года провести анализ того, что сделано, как что работает, и на основе этого анализа внести поправки в действующую систему. Я сразу же хочу разочаровать тех, кто ожидает каких-то революций, потрясений ≈ шоу большого из этого дела, я думаю, не получится. Я бы сравнил в этом отношении реорганизацию правительства, может быть, с техосмотром автомобиля", - заявил заместитель начальника аппарата Правительства РФ Алексей Волин.

Техосмотр ≈ замена запасных частей и отдельных механизмов правительства ≈ назначен на вторую половину мая. Будет ли заменен водитель ≈ премьер-министр, - решает хозяин автомобиля ≈ президент. Он может сменить премьера, когда захочет. Но структуру кабинета министров нелогично представлять на утверждение президенту человеку, которого собираются снять. В Белом доме исходят из того, что Касьянов, кстати, собирающийся в конце мая в Польшу и участвующий в саммите СНГ, сохранит свой пост. Но с замами Касьянова не все так ясно. Сколько будет вице-премьеров?

"Михаил Касьянов как глава правительства очень хорошо знает Конституцию Российской Федерации, где написано: вице-премьеры ≈ множественное число. И три может быть, и четыре. Число вице-премьеров в Конституции Российской Федерации не ограничено. Но есть рамки здравого смысла, поэтому я не думаю, что их число будет выходить за эти рамки", - считает Алексей Волин.

Сейчас в правительстве пять замов: Алексей Кудрин, Виктор Христенко. Валентина Матвиенко, Алексей Гордеев и Илья Клебанов. Источники в Белом доме утверждают, что останутся два или три. В любом случае - Христенко как куратор энергетической и транспортной политики. И Матвиенко. Ну, кто может обидеть единственную женщину в кабинете, отвечающую за проблемный социальный блок? И, может быть, Кудрин как главный финансист. Если на его кандидатуре будет настаивать близкий друг Путин. Сельскохозяйственный блок и комплекс оборонной промышленности самодостаточны и в особых кураторах не нуждаются.

Принцип, заложенный в реорганизацию кабинета, таков. Остаются только те, кто формирует правила игры в экономике. Остальное переводится на хозрасчет и выводится за правительственные рамки. Количество министерств будет сокращено, а их руководителям будут даны большие полномочия, чтобы не бегали по любому пустяковому поводу к главе кабинета.

Герман Греф, кандидатура которого рассматривалась на место Касьянова, вероятно, не станет даже вице-премьером. Такой расклад выглядит как поражение так называемой "питерской группировки", к которой Касьянов, как известно, не относится.

Во всей этой прекрасной схеме есть один существенный изъян: никто не знает, что на уме у президента и его администрации, способных перечеркнуть даже самые, казалось бы, незыблемые схемы. Ждать осталось немного. Заместитель начальника аппарата правительства дал интервью обозревателю НТВ Владимиру Кондратьеву.