Центральные СМИ по ошибке назвали умершего ветерана Николая Беляева последним участником штурма Рейхстага
Global Look Press
Центральные СМИ по ошибке назвали умершего ветерана Николая Беляева последним участником штурма Рейхстага
 
 
 
Центральные СМИ по ошибке назвали умершего ветерана Николая Беляева последним участником штурма Рейхстага
Global Look Press

В Санкт-Петербурге 8 декабря умер участник штурма Рейхстага, 93-летний Николай Беляев. Государственное информационное агентство ТАСС посчитало его последним из тех, кто брал здание Рейхстага, после чего новость растиражировали центральные СМИ, в том числе и Первый канал. Однако в России остаются как минимум еще несколько участников боев за Рейхстаг, о которых по неизвестным причинам умолчали.

Так, газета MR7 сообщает, что в Сургуте в настоящее время живет ветеран Павел Свербягин, который тоже шел на штурм главного здания Берлина. "Второго мая в 10 часов мы пошли на Рейхстаг. Шли на штурм буквально по телам наших товарищей. Погибло до восьми тысяч человек. Со мной рядом шел старик-грузин, а мне было почти девятнадцать. Когда после боя опять увиделись, он от радости, что мы остались живы, стал лезгинку танцевать прямо перед Рейхстагом", - рассказывал он в интервью "Аргументам и фактам".

Кроме того, 9 октября портал "БрянскНовости.ru" сообщил о том, что свое 98-летие отметил житель поселка Красная Гора Брянской области, Герой Советского Союза Иван Лысенко, участвовавший в штурме Рейхстага. "30 апреля 1945 года старший сержант Лысенко года ворвался в здание германского парламента - Рейхстага, где, истребив более двадцати гитлеровцев, водрузил на втором этаже знамя части и содействовал установке Красного Знамени на крыше здания", - говорится в статье.

Также отмечается, что 3 мая 1945 года в газете 150-й дивизии "Воин Родины" вышла заметка, в которой говорилось, что Знамя Победы "над цитаделью гитлеризма водрузили лейтенант Рахимжан Кошкарбаев, красноармеец Григорий Булатов и еще плечом к плечу другие славные красноармейцы Провотворов, Лысенко и другие".

В апреле этого года портал "Орел-регион" рассказывал о старте межрегиональной Вахты Памяти на Кривцовском мемориале в Болховском районе Орловской области. В статье упоминался и присутствовавший на церемонии участник битвы за Москву, штурма Берлина и взятия Рейхстага Михаил Евсютин. Как сообщал портал, он пожелал "удачного поиска (мест захоронений погибших в Великой Отечественной войне. - Прим. NEWSru.com) настоящим патриотам".

Участник штурма Рейхстага Николай Беляев жаловался, что не нужен государству

Николай Михайлович Беляев скончался в возрасте 93 лет. Последние годы он жил в небольшой квартире на окраине Петербурга, в меру сил и возможностей занимался историко-патриотической работой, отмечает "Российская газета".

Ветеран прошел всю Великую Отечественную войну. 29 июня 1941 года Беляев был призван и прибыл в учебную часть, а через месяц попал в Мурманск, на Карельский (Северный) фронт. Служил сначала минометчиком, потом попал в стрелковые части, прошел бои под Старой Руссой, где впервые был ранен. После лечения Беляев вернулся на фронт, стал офицером. Позже снова получил ранение. В 1944 году он был назначен комсоргом в 756-м полку, с которым и дошел до Берлина.

О смерти героя сообщила Валентина Ильина, которая в последние годы очень много общалась с Беляевым. В настоящее время Ильина готовит к выпуску книгу, которая будет посвящена штурму Рейхстага и биографии Николая Беляева.

Отметим, что в феврале 2015 года в преддверии Дня защитника Отечества Владимир Путин лично вручил ему юбилейную медаль "70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", на сайте Кремля можно посмотреть видеозапись церемонии и фотографии.

В июне 2013 года ветеран сетовал на то, что его все забыли. "Я совершенно не нужен государству. Раз в год мне приходит дежурная открытка ко Дню Победы, для галочки", - говорил он в интервью "АиФ".

Он также называл себя последним живым участником штурма Рейхстага. "Несколько лет назад весной я позвонил в Комитет по культуре, предложил в День Победы выступить и рассказать о том, как штурмовал Рейхстаг. Я ведь последний живой участник тех событий, и теперь их никто не знает лучше меня. Чиновники сказали, что им неинтересно мое предложение. Звонил в администрацию района - там даже не дослушали меня, сослались на занятость и повесили трубку", - говорил он.

"Почему-то власти сейчас пытаются забыть советскую историю, в том числе и годы войны. В разных телевизионных ток-шоу перевирают историю. С каждым годом мероприятия на День Победы все слабей, государству это не нужно. В Германии мне рады больше, чем на Родине. Это обидно для меня, обидно за своих погибших товарищей, которые вместе со мной штурмовали Рейхстаг", - сетовал Беляев.

Незадолго до его смерти в "Свободной Прессе" вышло подробное интервью с ветераном. Журналисты издания подчеркивали, что "каждый май Николай Михайлович - нарасхват" и "к нему выстраивается очередь из корреспондентов".

Беляев рассказывал, как служил подносчиком мин: "Там же не подъедешь, не подвезешь их, везде - скалы, горы, сопки. Только пешеходная доставка, на себе. Вот четыре мины в плащ-палатку берешь и бежишь. А мина-то - больше четырех килограмм. Две - со спины, две - спереди.

А немец в это время разведку посылал: смотреть, по какой тропе носят продукты, по какой боеприпасы. И у них были одиночные воздушные охотники, которые налетали на бреющем полете и вели обстрел этих путей из пулеметов, а также сбрасывали мелкие кассетные бомбы. Как скрывался от них? Ну, где-то камень большой выручал, где-то яма. Пока самолет перестроится, пока повернет, можно перебежать, укрыться. Главное здесь - голову беречь. Вот так боезапас и доставлялся".

О штурме Рейхстага он поведал: "1 мая ворвались в Рейхстаг, а там немцев - полным-полно! Мы очищали многочисленные комнаты от гитлеровцев. Внизу заседал этот парламент, бундестаг, а на втором этаже были комнаты депутатские. Кроме того, имелся архив, который немцы подожгли. Все здание дымилось, и было полно гари, пыли - цементной и кирпичной. Горело все вокруг - мебель, документы и, самое ужасное, люди.

Закончился бой, когда я был в составе 1-го батальона. Это было уже в ночь на 2 мая. Начались уже переговоры берлинского гарнизона о готовности сложить оружие. И такая договоренность была достигнута. И 2 мая, когда Берлинский гарнизон капитулировал, кое-где все-таки оставались спорадические перестрелки в ближних кварталах Берлина. Подходили танки и ликвидировали группы сопротивления".

"А Знамя Победы Егоров и Кантария установили в ночь на 1 мая. А вернее, в 22 часа 50 минут 30 апреля. На куполе, там, где находилась скульптурная группа. Бой там был жестокий. Разведчиков сопровождали наши бойцы. Я видел потом этих двух товарищей. Руки у них все окровавлены, потому что стеклянный купол был превращен в осколки. И лестница, которая вела наверх, была полуразрушена, и им пришлось подтягиваться на руках. И когда я пришел 2 мая, руки у них были все перебинтованы", - рассказывал ветеран.