Заявление Михаила Горбачева о том, что тело бессмертного вождя пролетариата должно быть наконец-то захоронено, вызвало полемику среди политиков
НТВ
Заявление Михаила Горбачева о том, что тело бессмертного вождя пролетариата должно быть наконец-то захоронено, вызвало полемику среди политиков По традиции коммунисты горой встали на защиту своего идола, пока, правда, лишь словесно. Между тем, как утверждают социологи, современному российскому обществу в большинстве своем все равно, где будет покоиться Владимир Ильич
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Заявление Михаила Горбачева о том, что тело бессмертного вождя пролетариата должно быть наконец-то захоронено, вызвало полемику среди политиков
НТВ
 
 
 
По традиции коммунисты горой встали на защиту своего идола, пока, правда, лишь словесно. Между тем, как утверждают социологи, современному российскому обществу в большинстве своем все равно, где будет покоиться Владимир Ильич
Архив NEWSru.com
 
 
 
Если посмотреть опрос Аналитического центра Юрия Левады, то можно увидеть следующие цифры. В январе этого года 34% россиян заявляли о том, что Ленина надо оставить в Мавзолее
RTV International

Заявление Михаила Горбачева о том, что тело бессмертного вождя пролетариата должно быть наконец-то захоронено, вызвало полемику среди политиков. По традиции коммунисты горой встали на защиту своего идола, пока, правда, лишь словесно. Между тем, как утверждают социологи, современному российскому обществу в большинстве своем все равно, где будет покоиться Владимир Ильич. А для молодого поколения Мавзолей такая же диковина, как и для интуристов. Эксперты уверены, что в ближайшие годы власть не тронет Ленина, опасаясь ненужных акций протеста людей старшего поколения, пишут "Новые известия".

Член правления Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества "Мемориал" Александр Даниэль сказал, что сегодня общество в целом безразлично к этой теме. "Конечно, есть часть населения, которая была бы против, но довольно много было бы и за", – полагает он.

Если посмотреть опрос Аналитического центра Юрия Левады, то можно увидеть следующие цифры. В январе этого года 34% россиян заявляли о том, что Ленина надо оставить в Мавзолее. 31% предлагают захоронить его на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге, как он якобы сам просил сделать в своем завещании. Еще 21% респондентов пошли на компромисс и выступают за захоронение вождя у Кремлевской стены. С ответом затрудняются 14%.

"Все меньше россиян считают, что тело Ленина должно оставаться в Мавзолее", – говорит замдиректора "Левада-Центра" Алексей Гражданкин, ссылаясь на данные предыдущих лет. Так, в 1997 году 38% говорили о том, что Ленина надо оставить, а 50% считали, что его надо захоронить. "Но при этом 64% населения считают, что мавзолей должен быть оставлен на Красной площади, – продолжил социолог. – Он является таким же атрибутом Красной площади как собор Василия Блаженного, Спасская башня, Исторический музей".

В целом же новость о перезахоронении Ильича сопротивление, конечно бы, вызвала. "Люди старшего возраста с коммунистическими настроениями стали бы возражать против этого, – говорит Гражданкин. – Но шквала протестов не будет. Наверное, при соответствующей подготовке, пиар-кампании этот шаг можно было бы сделать без большого ущерба и без раскола общества".

Директор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров считает, что сегодня граждане вообще не склонны к каким-либо протестным действиям.

"Конечно, для того, чтобы устроить революцию, не нужна поддержка 90% граждан страны, – отмечает социолог. – Достаточно одной десятой процента активных, буйных членов общества. В данном случае мы имеем дело с проблемой, очень значимой для КПРФ, в которой состоят 10–12% россиян". И они готовы на решительные акции, но большинством это поддержано не будет. Как заметил Федоров, если посмотреть на протестные акции последнего времени, чему бы они ни были посвящены, в них участвуют десятки, максимум сотни человек, но уж точно не тысячи и не десятки тысяч.

"В свое время Хрущев приказал перенести тело Сталина из Мавзолея к Кремлевской стене, но все было сделано тихо, без шума, в условиях тоталитарной системы, которая абсолютно не позволяла протестовать, – рассказал вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Сейчас ситуация другая, и сделать что-то бесшумно и неожиданно будет очень сложно. Если возникнет конфликт и коммунистам удастся мобилизовать достаточно значительное число сторонников, это будет имиджевый удар".

Политолог считает, что в принципе сегодняшняя власть не против избавиться от такого символа, но пока риски слишком велики. "Поэтому власти будут еще тянуть время, держать паузу, ожидая, когда это удастся сделать с как можно меньшими издержками, – отмечает Макаркин.