Звон колокольчика √ сигнал тревоги. Это значит, кто-то из обитателей реабилитационного центра позволил себе повысить голос или проявил другого рода агрессию. Все немедленно собираются и начинают разбираться в ситуации. Так в Ореховском реабилитационном центре для наркозависимых гасят возникающие конфликты. Здесь нет медиков, нет охраны, нет обслуживающего персонала: наркозависимые подростки и молодые люди от 14 до 25 лет контролируют себя сами, сами ведут хозяйство.

Воспитатели, которые живут в центре вместе с ребятами, - тоже бывшие наркоманы. В этом году центру исполнилось пять лет. За это время реабилитационный курс в нем прошли 200 наркозависимых из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининградской, Иркутской областей. Многие ребята считают своим вторым днем рождения тот день, когда впервые переступили порог этого дома.

Артем приехал сюда из Иркутска. До этого в течение шести лет употреблял героин, опиум, ЛСД. Здесь он начал заниматься столярным делом, научился готовить, сажать картофель, выращивать помидоры. Реабилитируемые должны все уметь, чтобы выжить и прокормить себя. Ни областной, ни федеральной поддержки у центра нет. Выручает небольшое хозяйство. Специально для продажи в центре разводят кавказских овчарок. Больше половины вышедших из стен Ореховского реабилитационного центра не пытаются вернуться к наркотикам. Почти все мечтают остаться здесь навсегда.

По мнению специалистов, полностью излечить наркоманию нельзя, поэтому центров, в которых учат жить с этим тяжким грузом, должно быть много. Пока подобные примеры единичны.