Совет по правам человека (СПЧ) при президенте РФ обеспокоен состоянием здоровья объявившего голодовку в СИЗО фигуранта дела "Нового величия" Вячеслава Крюкова. СПЧ просит срочно предоставить заключенному витамины, сообщает "Интерфакс".

"Несмотря на проведенную с ним беседу и переданную мною личную просьбу главы СПЧ Михаила Федотова о том, чтобы прекратить голодовку, Крюков настроен на продолжение голодовки. К сожалению, он думает, что иным способом обеспечить законность, справедливость и объективность расследования по уголовному делу, по которому он обвиняется, невозможно", - сказал член СПЧ Андрей Бабушкин после посещения СИЗО-3 управления ФСИН по Москве.

"Считаю, что здоровье Крюкова В.В. в случае продолжения голодовки находится в опасности", - добавил правозащитник.

В СПЧ отметили, что Крюков с 11 сентября держит голодовку, объявленную в знак протеста против избранной и продленной ему судом меры пресечения. Арестант пьет только воду из-под крана.

По итогам посещения СИЗО-3 СПЧ рекомендовал "срочно обеспечить выдачу Крюкову В.В. витаминов", говорится в сообщении на сайте Совета. Ранее сообщалось, что обвиняемый по делу экстремистской организации "Новое величие" Крюков написал открытое письмо уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой, в котором попросил ее посодействовать в переводе его под домашний арест.

20-летний фигурант уголовного дела, который переехал в Москву из Геленджика и являлся студентом Российского государственного университета правосудия, в письме отметил, что заявленные ранее следователем обстоятельства о необходимости содержания его под стражей в настоящее время отпали, о чем свидетельствует тот факт, что из 10 фигурантов уже шесть человек содержатся под домашним арестом.

"Я нахожусь под стражей в СИЗО уже более полгода. Сейчас все это превращается уже в психологическую пытку", - писал Крюков.

По словам адвоката Дмитрия Иванова, состояние здоровья его подзащитного резко ухудшилось. "Вес у него сейчас 55 килограммов, он резко похудел. У него началась тахикардия, боли в ногах, в животе. Его перевели в карцер, он сидит в одиночке. Вот такое состояние, очень плохое. У него болит голова", - рассказывал Иванов еще в середине сентября.

Со слов защитника, Крюков был намерен продолжать протест. "Через четыре дня откажусь даже от воды, пойду до последнего", - говорил фигурант, слова которого приводила радиостанция "Свобода".

16 марта Дорогомиловский районный суд Москвы заключил под стражу Анну Павликову, Марию Дубовик, Петра Карамзина, Дмитрия Полетаева, Вячеслава Крюкова и Руслана Костыленкова, а Максима Рощина, Павла Ребровского, Сергея Гаврилова и Рустама Рустамова поместили под домашний арест. Впоследствии Павликова, которой на момент ареста было всего 17 лет, и Дубовик также были отправлены под домашний арест.

К тому времени в Москве были организованы акции протеста в поддержку арестованных девушек и других фигурантов. Однако Следственный комитет, который ходатайствовал о смягчении меры пресечения, объяснял это тем, что все основные действия по делу завершены, свидетели допрошены, экспертизы назначены. Поэтому нахождение девушек в следственном изоляторе более нецелесообразно.

Фигурантам дела инкриминируют создание и участие в экстремистском сообществе (ч. 1 и ч. 2 ст. 282.1 УК РФ). Следствие считает, что целью обвиняемых было свержение конституционного строя в России и установление временного правительства. По версии следствия, участники движения хотели захватить власть в России после государственного переворота.

Защита фигурантов утверждает, что обвинение было построено на показаниях сотрудника силовых структур, в том числе, внедренного в группу в рамках оперативных действий штатного сотрудника Федеральной службы безопасности (ФСБ) РФ Александра Константинова, который представлялся активистам как Руслан Д. Именно он арендовал для группы помещение, обеспечивал ее финансово, стал автором "экстремистского" устава организации и самого названия "Новое величие". А потом именно он и стал ключевым свидетелем в этом деле.

Между тем адвокат Максим Пашков сообщил 11 сентября, что в деле фигурируют показания несовершеннолетней девушки и еще трех свидетелей: Юрия Испанцева, Максима Расторгуева и Александра Константинова. "В отношении них мера пресечения не избиралась, но нам достоверно известно, что именно на основании их показаний и было возбуждено данное уголовное дело", - заявил защитник.

В конце сентября правозащитный центр "Мемориал" признал десятерых обвиняемых по делу "Нового величия" политзаключенными. Как сообщали в организации, "Новое величие" фактически было создано спецслужбами, которые постарались придать ему экстремистские черты.

Однако в политической программе "Нового величия" нет конкретных слов или положений о том, что участники планируют свергнуть власть насильственным путем или изменить конституционный строй России. Таким образом, группа оппозиционно настроенных молодых людей стала жертвой полицейской провокации.

"Группа, состоящая из 13 человек, почти на треть состояла из представителей различных правоохранительных органов, которые, видимо, соревновались друг с другом, создавая и поддерживая эту организацию, целью которой было не мифическое "свержение конституционного строя", а появление уголовного дела. Соблюдение закона в деле "Нового Величия" означает прекращение этого дела, и мы констатируем, что это вопрос политической воли. Провал провокации "Руслана Д." очевиден, и сами спецслужбы заинтересованы в том, чтобы пресекать подобную практику в своих рядах", - говорится в петиции к руководству России, открытой для подписания на портале Change.org.

Петицию, составленную журналистами "Новой газеты", подписали писательница Людмила Улицкая, издатель Ирина Прохорова, музыкант Алексей Паперный, физик Борис Альтшулер, режиссер Владимир Мирзоев, артист Лев Прыгунов и другие известные общественные деятели.

12 сентября Дорогомиловский суд Москвы продлил до 13 декабря срок ареста Руслана Костыленкова, Дмитрия Полетаева, Вячеслава Крюкова и Петра Карамзина.