В Беслане вспоминают погибших пять лет назад заложников
НТВ
В Беслане вспоминают погибших пять лет назад заложников   В Беслане вспоминают погибших пять лет назад заложников
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В Беслане вспоминают погибших пять лет назад заложников
НТВ
 
 
 
В Беслане вспоминают погибших пять лет назад заложников
НТВ
 
 
 
Бесланскую школу №1 Беслана хотят сохранить в неизменном виде
Первый канал

Трехдневная Вахта памяти по погибшим пять лет назад заложникам началась 1 сентября в Беслане со звонка на развалинах бесланской школы номер 1. Ровно в 09:15 утра, как и пять лет назад, на развалинах школы прозвенел звонок, и началось возложение цветов в спортзале, где в течение трех дней террористы удерживали более 1200 человек. В числе первых живые цветы в спортзале положил глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров, сын и дочь которого тоже были заложниками.

На развалинах школы звучит траурная музыка, а жители Беслана и республики по уже сложившейся традиции зажигают во дворе школы свечи, приносят бутылки с водой, игрушки и живые цветы. Здесь сегодня много бывших заложников, которые отдают дань памяти своим погибшим друзьям.

"Каждый год мне все труднее приходить сюда, но я буду приходить сюда и дальше, потому что здесь погибли 15 моих одноклассников", - сказал ИТАР-ТАСС 15-летний Геор Гиголаев.

У входа в разрушенный спортзал школы, где террористы три дня удерживали заложников, выстроились сотни людей, которые пришли почтить память жертв теракта. На одной из стен вывешен большой плакат "Мы помним", на черном фоне написаны фамилии всех погибших.

По всему спортзалу развешены фотографии всех погибших заложников, а также бойцов спецподразделений "Альфа" и "Вымпел", спасателей МЧС, погибших в ходе спецоперации по спасению людей. Возле фотографий горят поминальные свечи, стоят цветы. В центре спортзала установлен большой православный крест, усыпанный поминальными цветами. Здесь все время находятся матери погибших детей, их родственники, близкие. Периодически в спортзале раздается женский плач.

Всего в настоящее время на территории школы собралось около 3 тысяч человек. Для посещения открыт только спортзал разрушенной школы, остальная часть здания закрыта, так как находится в аварийном состоянии. В Беслане, как и во всей Северной Осетии, сохраняются усиленные меры безопасности. Школа оцеплена, автотранспорт на территорию не допускается. Со всех сторон у входа в школу установлены металлодетекторы, сотрудники милиции досматривают личные вещи людей. Здесь же дежурят кареты скорой помощи и представители Красного креста.

Бесланскую школу №1 хотят сохранить в неизменном виде, пишет "Время новостей".

Как рассказала корреспонденту председатель общественной организации "Матери Беслана" Сусанна Дудиева, десятки человек по-прежнему ежедневно посещают место трагедии: "Кто приехал с оказией, потом приезжает с семьей. А однажды школьники из Набережных Челнов и Челябинска скопили денег, прилетели, пришли в школу, плакали. Рассказали нам, что давно хотели побывать в Беслане. Но билеты на самолет дорогие. Долго копили. На гостиницу не собрали. Поэтому сразу же улетели обратно. Мне хочется, чтобы чиновники также приезжали. Чтобы Нургалиев (министр внутренних дел России Рашид Нургалиев) собирал совещания по борьбе с терроризмом не в Кремле, а здесь. Потому что власти стали забывать о трагедии".

В результате захвата террористами в 2004 году бесланской школы номер 1 в заложниках оказались более 1200 человек - школьники, их родители и учителя. В течение трех дней их держали в начиненном взрывчаткой спортивном зале школы. Погибли и позднее скончались от ранений 335 человек, в том числе 186 детей. Инвалидами стали 126 бывших заложников, из которых 70 - дети. 124 человека до сих пор нуждаются в реабилитации.

Матери Беслана следят за судьбами выживших заложников. Одних лечат, других учат. И говорят, что порой очень сложно чего-то добиться от чиновников. Около 30 детей из Беслана учатся в лицее "Подмосковный" в селе Кораллово. Как рассказала Сусанна Дудиева, около года назад Федеральная налоговая служба России провела в этом образовательном учреждении проверку и предъявила счет за обучение детей: "Они попросили порядка 70 млн руб. Мы долго не знали, что делать. Но все решилось благополучно. После небольшой переписки правительство Северной Осетии заплатило за все. Но мы все равно были в недоумении".

Оказывается, что все гражданские, кто выжил после теракта, оказались вне закона. Если военные, получившие ранения, лечатся и имеют льготы как пострадавшие во время военной операции, то дети и взрослые, просидевшие три дня в спортзале и до сих пор нуждающиеся в медицинской помощи, получают ее на общих основаниях. Поскольку в законах нет термина "теракт", а соответственно и понятия "жертва теракта". Это, по мнению матерей Беслана, неправильно.

Поэтому они пять лет бились за то, чтобы сохранить школу №1 как памятник, отбивались от разных проектов ее реконструкции.

Судьба школы решилась неожиданно. В Беслан приехали туристы из Германии. Среди них был работник фирмы "Кнаукассель", занимающейся реставрацией архитектурных памятников. Увиденное его поразило. Вернувшись в Германию, он рассказал об этом коллегам. И фирма отправила в Северную Осетию целую делегацию. Немцы посмотрели, посчитали, связались с властями и предложили проект консервации. Разработали его и 25 августа 2009 года представили российским чиновникам и семьям пострадавших в теракте. Проект удовлетворил всех.