Итоги переговоров глав дипломатических ведомств России и Японии Сергея Лаврова и Нобутаки Матимуры, состоявшиеся накануне в Токио, констатировали, неизменность принципиальных разногласий Москвы и Токио
AP Photo
Итоги переговоров глав дипломатических ведомств России и Японии Сергея Лаврова и Нобутаки Матимуры, состоявшиеся накануне в Токио, констатировали, неизменность принципиальных разногласий Москвы и Токио Во-первых, на встрече сторонам не удалось сблизить позиции по территориальной проблеме Курильских островов. Во-вторых, не удалось назначить дату визита президента РФ Владимира Путина в Японию
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Итоги переговоров глав дипломатических ведомств России и Японии Сергея Лаврова и Нобутаки Матимуры, состоявшиеся накануне в Токио, констатировали, неизменность принципиальных разногласий Москвы и Токио
AP Photo
 
 
 
Во-первых, на встрече сторонам не удалось сблизить позиции по территориальной проблеме Курильских островов. Во-вторых, не удалось назначить дату визита президента РФ Владимира Путина в Японию
Yahoo!
 
 
 
Это означает, что территориальная проблема стала непреодолимым препятствием на пути развития двусторонних связей, что не решаются открыто признать Москва и Токио
Меркатор

Итоги переговоров глав дипломатических ведомств России и Японии Сергея Лаврова и Нобутаки Матимуры, состоявшиеся накануне в Токио, констатировали неизменность принципиальных разногласий Москвы и Токио.

Во-первых, на встрече сторонам не удалось сблизить позиции по территориальной проблеме Курильских островов. Во-вторых, не удалось назначить дату визита президента РФ Владимира Путина в Японию.

Это означает, что территориальная проблема стала непреодолимым препятствием на пути развития двусторонних связей, что не решаются открыто признать Москва и Токио, пишет "Независимая газета".

Представ после встречи перед журналистами, главы внешнеполитических ведомств разошлись лишь в нюансировке сведений о степени выявившихся разногласий. Матимура подчеркивал сравнительно немногочисленные аспекты согласия, в то время как Лавров высказывался более пессимистично, подчеркивая главные расхождения. По словам Лаврова, состоявшиеся переговоры, так же как и встреча двух министров в Москве в январе текущего года, были посвящены главным образом "содержательному наполнению предстоящего визита Владимира Путина в Японию". Кроме того, разговор шел в уже известном ключе по территориальному вопросу: "Позиции наших стран остаются неизменными, и они прямо противоположны". Единственное, в чем сошлись, так это в том, что "подтвердили готовность продолжать разговор, стремясь лучше понять, как можно регулировать эту проблему".

Обращает на себя внимание, что по итогам встречи Лавров счел необходимым дать заверения по поводу того, что Москва и Токио "не ведут никаких закулисных переговоров" по территориальному вопросу и учитывают, что для его решения "требуется согласование с общественным мнением двух стран". Между тем определенная часть "общественного мнения" Японии все эти дни бушевала у стен гостиницы, где жили российский министр и члены его делегации, и у зданий российских представительств в Токио. Это были японские ультраправые и националисты. Они стояли с транспарантами, требующими "вернуть Японии северные территории", под которыми понимаются южные острова Курильской гряды. Такие же лозунги вместе с военными маршами звучали из динамиков агитационных автобусов. Японским властям пришлось усилить охрану посольства и торгпредства РФ в Токио.

Вполне возможно, предполагает газета, что Токио ожидает от Москвы такого же территориального подхода, как в случае с Китаем.

- Страноведение: Южные Курилы или северные территории?

Вероятность подобного исхода категорически отверг руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко. Комментируя ратификацию Госдумой соглашения с Китаем по восточному участку границы, он заявил, что территориальные претензии Токио к Москве не могут быть удовлетворены по "китайской схеме" - с передачей половины площади оспариваемых у страны территорий.

"Проведение параллелей в этой ситуации по меньшей мере некорректно, для этого нет оснований. С Китаем у нас одна история, а с Японией - другая. Эти проблемы разные настолько, насколько различаются китайский и японский разговорные языки", - подчеркнул Павлятенко.

Между тем накануне визита Лаврова в Токио глава думского комитета по международным делам Константин Косачев заявил, что территориального спора между Россией и Японией не существует. Косачев также назвал заблуждением мнение о том, что советско-японская Декларация 1956 года обязывает Россию вернуть Японии два спорных острова.

На пресс-конференции в Москве Косачев высказал мнение, что основной целью визита главы МИД РФ Сергея Лаврова в Токио будет подготовка визита Владимира Путина в Японию. При этом Косачев заявил, что визит главы российской дипломатии в Токио российская сторона рассматривает "не только и не столько в контексте решения территориального вопроса, как бы нашим партнерам ни хотелось навязать такое видение".

Россия может передать Японии только 2 острова в обмен на мирный договор и поддержку амбиций Японии в ООН

Вторая мировая война окончилась 60 лет назад - смогут ли Япония и Россия нормализовать наконец двусторонние отношения, отравленные территориальным спором из-за Курильских островов? Этот вопрос в очередной раз встал в связи с приездом в Токио российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, пишет Le Figaro (перевод на сайте Inopressa.ru).

Тяжба из-за Северных территорий - так в Японии именуют Курильские острова – продолжается уже много лет. В августе 1945 года, в последние недели войны в Азии, Красная армия заняла четыре острова – Хабомаи, Шикотан, Итуруп и Кунашир – расположенные в северной части японского архипелага. 17 тысяч японцев были вынуждены переселиться из родных мест. Многие погибли в сибирских лагерях для военнопленных.

60 лет спустя спор продолжает препятствовать подписанию мирного договора. Две страны формально находятся в состоянии войны. Япония и слышать не хочет о подписании договора до возвращения всех 4 островов. Российская сторона ссылается на декларацию 1956 года, в которой Москва брала на себя обязательство вернуть японцам 2 острова (Шикотан и Хабомаи) лишь после подписания мирного договора. Токио отказывается, указывая, что для него это "дело принципа".

Долгое время в решении этого спора не происходило никаких серьезных подвижек. Но в последние месяцы ситуация все же сдвинулась с мертвой точки. На дипломатической арене Токио активизирует кампанию по предоставлению Японии постоянного членства в Совете Безопасности ООН. После апрельских антияпонских демонстраций Китай отказал ему в поддержке, что заставило Японию обратиться к другим странам. В том числе - к России, которую постарался очаровать премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми, приехавший в Москву на церемонию 9 мая. Тем не менее, Владимир Путин, благосклонно отнесшийся к кандидатуре Германии, не проявил особого рвения в поддержке японских амбиций, пишет издания.

Разблокированию вопроса о Курилах может помочь экономическое давление. Кризис в отношениях с Китаем угрожает обеспечению Японии энергией, что она считает жизненно важной проблемой. Накануне китайско-японские переговоры в Токио о бурении скважин в богатой газом спорной зоне в Китайском море закончились ничем. Между тем нефть и газ российского Сахалина, как и маршрут прокладки трубопроводов для их транспортировки, составляют предмет ожесточенного торга между Японией, Китаем и Россией. Последняя нуждается в иностранных (а значит, и японских) инвестициях для развития своего Дальнего Востока, пишет газета.

В апреле Россия положила на стол схему под названием "Два плюс": согласно этому плану, Россия возвращает Японии два острова – Шикотан и Хабомаи (от претензий на два других острова Токио должен будет отказаться) в обмен на взаимную услугу. Москва поддержит Японию в ее претензии на статус постоянного члена Совета Безопасности, а также даст гарантии доступа к российским энергетическим ресурсам.

В Москве ближайшие 6 месяцев рассматривают как исторический шанс заключить договор. В России, как и в Японии, лидеры будут располагать необходимой электоральной передышкой, чтобы убедить общественное мнение в необходимости компромисса. "Обе стороны могут быть удовлетворены лишь в том случае, если каждая из них пойдет на определенные уступки", – заявил глава японской дипломатии.