Наместник московского Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)
Православие.Ru
Наместник московского Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)
 
 
 
Наместник московского Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)
Православие.Ru

Ответственный секретарь патриаршего совета по культуре, наместник московского Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) убежден, что нынешняя экуменическая деятельность - движение за объединение христианских Церквей - воспринимается значительной частью паствы Русской православной церкви "без всякой симпатии" и большая часть верующих не видит "никакого реального будущего у идеи экуменизма в Церкви". Об этом ректор Сретенской духовной семинарии говорил в лекции на тему "Православие в современном мире", с которой он выступил перед студентами социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

"Не думаю, что сегодня можно оправданно говорить о "засилье экуменизма". Защитная реакция церковного народа на любые экуменические опыты следует незамедлительно и выражается остро. И даже когда канонически неприемлемых действий в межконфессиональных контактах не происходит, сам таковой факт воспринимается частью церкви весьма напряженно. Еще более значительная часть церкви <…> к экуменической деятельности относится, мягко говоря, без всякой симпатии", - считает епископ, слова которого, как сообщает во вторник РИА "Новости" приведены на сайте Сретенского монастыря.

Таким настроениям есть свои причины, считает он. Многие священники, заявляет далее наместник Сретенского монастыря, помнят экуменические молебны советских времен, к которым принудительно пытались привлекать духовенство. "К тому же экуменизм накрепко ассоциируется с церковным официозом, патриархийным чиновничеством, что тоже не добавляет ему симпатий: чиновников не любят независимо от того, в рясах они или в светских костюмах", - отмечает епископ.

Богословие экуменизма, по его оценке, "уныло и надуманно, и в целом - ниже всякой критики", в то время как богословие антиэкуменизма - "вдохновенно и опирается на святоотеческую традицию".

Большинство верующих Русской православной церкви, отметил Шевкунов, "просто отчетливо осознают, что никакого реального будущего у идеи экуменизма в Церкви нет". "Но если это знаем мы, поверьте, это более чем известно священноначалию нашей Церкви", - заверил он.

Оценивая экуменическую политику, проводимую главой ОВЦС митрополитом Никодимом (Ротовым) во время хрущевских гонений, представитель РПЦ выразил убеждение, что курс на "усердный экуменизм" являлся в действительности лишь "маневром", который был предпринят священноначалием в те годы "в высшей степени холодно и прагматично".

"Все очень хорошо помнили недавний период ужасающих гонений. И чтобы не дать вновь запущенной репрессивной государственной машине осуществить поставленную партийным руководством задачу - полностью истребить церковь на территории СССР, решили ухватиться за возможность экуменической деятельности, громогласно заявить о себе и попытаться спасти церковные структуры под международным прикрытием. Этот план во многом удался. Но между экуменистами-прагматиками, как водится, появились и романтики экуменизма, хотя таких чудаков было совсем немного", - сказал Шевкунов.

В целом, по его мнению, нужно признать, что "мы имеем сегодня членов Церкви, в большинстве своем надежно привитых от экуменизма". "Имеем иерархию, старшее поколение которой, участвовавшее в прагматически ориентированной экуменической внешней политике 1970-80-х годов, от этого сторонниками создания синтетической мировой религии и отказа от православия, конечно же, не стало. Утверждать обратное можно лишь на основании домыслов и сплетен", - заявил епископ Тихон.

Напомним, что более месяца назад в интернете было опубликовано "Обращение православных граждан России к высшим органам госвласти и церковным иерархам с требованием навести законный порядок". В обращении подчеркивалось, что самую серьезную угрозу для национальной безопасности России представляют собой два события, имевшие место в недавнем прошлом. Это принятый на недавнем Архиерейском соборе РПЦ проект экуменической декларации "Отношения Православной церкви с остальным христианским миром" и совместная декларация, подписанная Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Папой Римским Франциском в ходе встречи в Гаване.

В обращении отмечалось, что проект экуменической декларации был одобрен Архиерейским собором "практически без обсуждения" и "вызвал серьезную критику верующих". При этом, как отмечают авторы, богословский анализ декларации "показал, что он не соответствует истинно православному учению, является апологией ереси экуменизма, призванной узаконить экуменическое движение" на Всеправославном соборе, который должен состояться в июне нынешнего года на острове Крит.

Встречу в Гаване авторы Обращения также подвергают серьезной критике. Решение о ней, говорится в документе, "было принято в нарушение правил соборности, тайно, келейно, при полном игнорировании мнения церковного народа". (Напомним, кстати, что сам патриарх Кирилл признался в том, что о подготовке встречи в Гаване знали лишь пять человек. По его словам, подготовить такую встречу в условиях гласности было невозможно, поскольку "есть мощные силы, которые этого не очень хотели".)

Патриарху Кириллу авторы Обращения ставят в упрек то, что он от лица всей Русской церкви подписал совместную с главой Ватикана декларацию, а это свидетельствует о признании предстоятелем РПЦ "канонического равноправия понтифика Римского Франциска и в его лице - всей римско-католической традиции". Факт подписания этого документа, по мысли авторов, "означает отказ от святоотеческого определения папизма как ереси, что в корне противоречит учению Православной Церкви и нарушает права православных граждан, никогда не делегировавших патриарху Кириллу таких полномочий".

15 апреля Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) распространила два заявления, в которых содержится ответ тем в Русской православной церкви, кто воспринимает встречу патриарха Кирилла с Папой Франциском как предательство православной веры и кто называет предстоящий Всеправославный собор "антихристовым".

В ОВЦС МП призвали "не поддаваться искушениям лукавого, который стремится внести раздор в церковную среду, старается использовать любой повод, чтобы посеять семена сомнения в сердца людей".

"Русская православная церковь и ее патриарх твердо и незыблемо стоят на страже православной веры, ощущают ответственность за судьбу человеческой цивилизации и отстаивают свою позицию перед лицом любых испытаний", - подчеркивают в ОВЦС МП.

Как отмечается в заявлении, посвященном встрече в Гаване, главной ее причиной послужила необходимость дать совместный ответ на преследование христиан, и призыв патриарха и Папы встать на их защиту "оказался чрезвычайно актуален, о чем свидетельствует и тот факт, что ведущие мировые державы вскоре после встречи договорились об установлении перемирия в Сирии".

"Отдел внешних церковных связей обращает внимание на то, что великий защитник православия святитель Марк Ефесский, на которого часто ссылаются противники любого соприкосновения с католичеством, признавал факт трагического разделения Восточной и Западной Церквей и верил в возможность восстановления утраченного единства на основе истины православной веры", - сказано в заявлении.

Его авторы отметили также, что патриарх ревностно защищает православную веру и отстаивает интересы Русской церкви в диалоге с инославными, иноверными и неверующими, а уклонение от такого диалога "было бы преступлением перед Господом, повелевшим Своим апостолам идти и учить все народы".

"Если бы апостолы сидели взаперти, избегая любого контакта с иноверными, проповедь Евангелия Христова никогда бы не вышла за пределы Сионской горницы. Гнушение людьми другой веры или иных взглядов уподобляет человека фарисеям, главным опасением которых было: как бы не оскверниться от соприкосновения с теми, кто, с их точки зрения, неправо веровал", - говорится в заявлении.

В ОВЦС МП подчеркнули, что патриарх и Папа не участвовали в каких бы то ни было совместных литургических действиях и не возносили совместных молитв, на встрече не поднимались ни богословские, ни канонические вопросы, переговоры не ставили целью преодоление этих различий и никаких договоренностей по ним принято не было.