В заявлении правительственной комиссии США по международной религиозной свободе отмечается, что новый закон "ужесточает и жестко ограничивает религиозные свободы" в Таджикистане
Архив NEWSru.com
В заявлении правительственной комиссии США по международной религиозной свободе отмечается, что новый закон "ужесточает и жестко ограничивает религиозные свободы" в Таджикистане
 
 
 
В заявлении правительственной комиссии США по международной религиозной свободе отмечается, что новый закон "ужесточает и жестко ограничивает религиозные свободы" в Таджикистане
Архив NEWSru.com

В США крайне обеспокоены принятием таджикским парламентом нового закона о религии и просят президента Таджикистана Эмомали Рахмона не подписывать документ. Об этом говорится в распространенном сегодня официальном заявлении правительственной комиссии США по международной религиозной свободе, по мнению которой этот закон "ужесточает и жестко ограничивает религиозные свободы" в центральноазиатской республике, сообщает ИТАР-ТАСС.

Как подчеркивается в заявлении, в случае подписания президентом закон вступит в силу и тем самым "легализует жесткие меры, уже взятые на вооружение таджикским правительством против своего, в основном, мусульманского населения, включая закрытие сотен мечетей и ограничение религиозного образования детей".

"Президент Рахмон должен принять во внимание международные обязательства", - сказала глава американской комиссии Фелис Гаэр. "Столь сильный удар по гражданским правам таджикистанцев не останется незамеченным" со стороны правительства США, отметила она.

"Комиссия внимательно сейчас изучает статус Таджикистана, чтобы сделать вывод, поместить ли его в "список стран пристального наблюдения", - пояснила Гаэр, отметив, что "обязательно доведет эти опасения до администрации президента США".

В этом месяце парламент Таджикистана принял закон "О свободе совести и религиозных организациях". В нем закреплено, что официальным исламским течением в республике признан ханафизм, основателем которого является этнический таджик имам Абу Ханифа Нуман ибн Сабит, живший в XIV веке нашей эры.

В Таджикистане большинство мусульманского населения придерживается ханафитского течения, столпами которого, по мнению Рахмона, "признаны - мир и спокойствие, безопасность общества, покой и благополучие народа". Таджикский лидер выступил также с инициативой включить в общеобразовательную школьную программу начиная с 8 класса предмет "религиоведение", в котором бы изучалась история ислама.

Представляя новый закон о религии в парламенте, министр культуры Таджикистана Мирзошохрух Асрори подчеркнул, что он разработан с учетом новых сложившихся реалий в обществе при активном участии международных экспертов в области религии и права. "Таджикистан является правовым светским демократическим государством, и каждый его гражданин имеет полную свободу выбора", - подчеркнул Асрори.

В 7-миллионной республике с преобладающим мусульманским населением действует 249 соборных мечетей, 18 религиозных учебных заведений. Также свободно функционируют православная, католическая общины, широкая сеть протестантских молельных домов. Вместе с тем, в Таджикистане официально запрещена деятельность фундаменталистского течения в исламе - салафизма (ультраконсервативного течения в исламе).

В январе этого года верховный суд Таджикистана запретил движение "Салафия", посчитав его опасным для национальной безопасности страны. "Движение "Салафия" имеет опасную идеологию, и решение Верховного суда мотивировано желанием защитить конституционный строй Республики Таджикистан, укреплением национальной безопасности страны и предотвращением разжигания межконфессиональной розни", - говорилось в документе, распространенном высшей судебной инстанцией республики.

По данным самих представителей движения "Салафия", их численность в республике составляет несколько тысяч человек.

Как отмечают наблюдатели, салафиты ("cалафи" - по-арабски - "предок") стремятся восстановить ислам в том виде, в каком его в VII в. исповедовал сам Пророк Мухаммед и его первые последователи. Салафизм жестко ограничивает общение мужчин и женщин и противится любым новшествам в религиозной и бытовой сфере, воспринимая их как безнравственность.