Русская церковь отмечает праздник Явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани
commons.wikimedia.org
Русская церковь отмечает праздник Явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани
 
 
 
Русская церковь отмечает праздник Явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани
commons.wikimedia.org

21 июля Русская православная церковь отмечает праздник Явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, находящийся с пастырским визитом в Татарстанской митрополии РПЦ, возглавит в четверг крестный ход и богослужение в Казанском кремле, совершит закладку восстанавливаемого собора на месте обретения Казанской иконы, а также встретится с руководством республики и Духовного управления мусульман Татарстана, сообщает РИА "Новости".

Ежегодно в Казани 21 июля и 4 ноября в дни празднования дня Явления чудотворной иконы совершаются многотысячные крестные ходы из Благовещенского собора Кремля до места обретения иконы - Казанского Богородицкого монастыря. Эта дореволюционная традиция была возрождена в начале 2000-х годов - в столицу Татарстана в эти дни приезжают паломники со всей России и зарубежья.

Нынешнее богослужение будут транслировать на специально установленных в Казанском кремле экранах, поскольку из-за большого числа паломников все не смогут попасть в храм. По окончании литургии состоится крестный ход к Казанскому Богородицкому монастырю, где с участием предстоятеля РПЦ будет совершен чин закладки восстанавливаемого собора.

Казанский собор был заложен при участии императора Павла Первого в 1798 году, а в годы советской власти, в 1932 году, был взорван. Возрождение храма началось после того, как 4 ноября прошлого года президент РТ Рустам Минниханов подписал указ "О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери".

История праздника

Казанская икона Божией Матери - одна из самых почитаемых в России. О ее появлении известно из описания очевидца - патриарха Гермогена, который в XVI веке был священником казанской Гостинодворской Никольской церкви.

28 июня 1579 года в Казани случился страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского. Он истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского кремля. Вскоре после пожара вместе с другими погорельцами недалеко от места, где разгорелся огонь, строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась во сне Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще в годы Золотой Орды тайными исповедниками православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда после молебна перенесли его с крестным ходом в Благовещенский собор - первый православный храм Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца - Иосиф и Никита.

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел построить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, а также основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий святитель Московский патриарх Ермоген. Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: "Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани". С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих.

Между тем общенародное ее почитание началось лишь в Смутное время. В 1611 году, когда под стенами захваченной поляками Москвы стояло первое ополчение, собранное Ляпуновым, Заруцким и князем Трубецким, протопоп казанского собора привез туда список главной городской святыни. Но, хотя после этого ополченцы и отбили у "литвинов" Новодевичий монастырь, должного почитания чудотворного образа у них это не вызвало - слишком уж пестрая это была "ватага", далекая от христианского благочестия.

Лишь когда священник повез икону назад в Казань и встретил в Ярославле второе ополчение князя Пожарского, тот решил оставить образ в своем войске, а после победы поставил его в своей приходской церкви Введения на Лубянке и предложил установить в честь него в Москве местное празднование в память избавления от поляков. И по указу царя Михаила Феодоровича с благословения его отца, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, было установлено ежегодно 22 октября (4 ноября по новому стилю) совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом.

Общецерковное же почитание иконы началось уже в конце 1620-х годов: когда князь Пожарский собирал войско для освобождения Смоленска, он на свои деньги велел построить на Красной площади в честь Казанской иконы новый храм и перенес в него образ с Лубянки (в 1936 году, когда Казанский собор сломали, этот почитаемый список перенесли в Богоявленский Елоховский собор). Казанскую икону стали почитать как покровительницу дома Романовых.

К XIX веку она стала в России любимой и почитаемой не меньше, чем древние Владимирская и Смоленская. Ей были посвящены сотни храмов и монастырей, в Казани императрица Екатерина II украсила оклад иконы своей бриллиантовой короной.

Список Казанской иконы Петр I привез из Москвы в новую столицу, где он стал одной из главнейших святынь. В 1811 году в честь него был построен кафедральный Казанский собор. А в 1812 году перед ним, уезжая в войска, молился Кутузов, назначенный главнокомандующим русской армии. После победы над Наполеоном он из отобранного у французов награбленного серебра заказал для Казанского собора серебряный иконостас. Там и похоронили полководца - рядом с почитаемым им образом Богоматери.

Следы оригинала - того, что был найден в XVI веке на казанском пепелище, - затерялись еще век назад. Считалось, что он хранится в  Казанском Богородицком монастыре. Но в 1904 году его вместе с другими иконами в ценных окладах и деньгами из свечных ящиков выкрали церковные воры. Одного потом поймали, но оклады он уже продал, а образа сжег в печке, уничтожая улики. Правда, на следствии он так часто менял показания, что появилось множество версий, как Казанская икона могла уцелеть. По одной из них, он продал ее старообрядцам, по другой - древнюю икону на ночь заменяли копией, которая и досталась вору, а подлинник и сегодня хранится в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.