В своем выступлении с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН Папа Римский Бенедикт XVI подчеркнул важность соблюдения сложившегося международного правопорядка, необходимость защиты и поощрения прав человека
Reuters
В своем выступлении с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН Папа Римский Бенедикт XVI подчеркнул важность соблюдения сложившегося международного правопорядка, необходимость защиты и поощрения прав человека
 
 
 
В своем выступлении с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН Папа Римский Бенедикт XVI подчеркнул важность соблюдения сложившегося международного правопорядка, необходимость защиты и поощрения прав человека
Reuters

18 апреля Папа Римский Бенедикт XVI, находящийся с визитом в США, посетил в Нью-Йорке штаб-квартиру ООН и выступил там с речью. Как отмечаетИТАР-ТАСС, это посещение стало экстраординарным событием. По этому случаю Почтовая служба ООН выпустила специальный конверт, на который наклеены две марки - с изображением герба Объединенных Наций и голубя мира - и провела однодневное спецгашение.

Незаурядность события - визита Папы - подчеркнул и тот факт, что генеральный секретарь ООН и его супруга примерно за 20 минут до прибытия понтифика ожидали его у входа в здание Секретариата Организации. Следует отметить, что встречать президентов и премьер-министров административный глава международного сообщества спускается из своего кабинета, расположенного на 38-м этаже, за 2-3 минуты до прибытия гостя.

В ООН Бенедикт XVI приехал не на традиционном "папамобиле", а на черном бронированном лимузине в сопровождении нескольких полицейских машин и автомобилей Секретной службы США. Следует отметить, что ради Папы в ООН была нарушена не одна традиция. Так, согласно правилам ооновской службы безопасности, высокого гостя обычно сопровождает лишь один личный телохранитель, а остальную охрану обеспечивает ООН. Понтифика же сопровождали несколько телохранителей не из структуры ООН.

Кроме того, даже во время начала работы очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН сотрудники Секретариата и журналисты, проходя определенные проверки, могут достаточно свободно перемещаться по комплексу. Однако на время пребывания Бенедикта XVI в ООН появилось несколько "закрытых для прохода зон". Также временно была прекращена возможность входить и выходить из штаб-квартиры. Естественно, вход в комплекс туристов был запрещен.

Более того, незадолго до прихода Папы в зал ГА ООН, где его ожидали представители делегаций государств-членов Организации, на трибуну поднялся руководитель ооновской службы охраны и попросил "всех оставаться на своих местах и не ходить по залу во время пребывания в нем понтифика". "Прошу всех отключить мобильные телефоны", - добавил он. Показательно, что в любое другое время работы Ассамблеи дипломаты имеют право пользоваться мобильными телефонами и должны лишь отключать звонок. Но, как отметили представители разных делегаций, их нисколько не задели подобного рода меры безопасности. "Далеко не каждый день глава Римско-католической церкви посещает ООН", - философски заметил в беседе с корр.ИТАР-ТАСС один из дипломатов.

Следует отметить, что все были вознаграждены за терпение и понимание. Бенедикт XVI пообещал молиться за всех, кто работает на благо мира. Он также благословил вышедших приветствовать его сотрудников Секретариата ООН.

В своем выступлении с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН Папа Римский Бенедикт XVI подчеркнул важность соблюдения сложившегося международного правопорядка, необходимость защиты и поощрения прав человека. "Основной задачей каждого государства является защита своего населения от нарушения прав человека", - сказал он.

Кроме того, каждое государство должно защищать своих граждан "от последствий гуманитарных кризисов, причем неважно, произошли они в силу естественных причин или были созданы людьми", подчеркнул понтифик. "Если государство не в состоянии гарантировать подобной защиты, то международное сообщество должно вмешаться (в ситуацию) на законных основаниях, оговоренных в Уставе ООН, и используя другие международные инструменты", - сказал Бенедикт XVI.

Действия международного сообщества, предпринимаемые на основе международных законов, "не должны восприниматься как неоправданное навязывание или ограничение суверенитета", подчеркнул он. "В противном случае безразличие или провал такого вмешательства могут действительно нанести ущерб", - добавил понтифик.

"То, что действительно нужно - это упреждение и урегулирование конфликтов любыми возможными дипломатическими путями, а также уделение особого внимания и оказание поддержки даже незначительным признакам (стремления) к диалогу и примирению", - указал Бенедикт XVI.

Он отметил также, что в международных отношениях очень важную роль играют нормы права и принципы, направленные на общее благо всего человечества и, таким образом, защиту свободы человека. Поощрение соблюдения прав человека "остается самым эффективным способом как ликвидации неравенства между странами и социальными группами, так и укрепления безопасности", указал Папа Римский. "Воистину, жертвы жизненных тягот и отчаяния, чье человеческое достоинство безнаказанно попирается, легко поддаются призывам к насилию, а со временем могут стать и нарушителями мира", - заявил понтифик.

Ватикан и Католическая церковь "внимательно и с интересом" следят за деятельностью ООН, которая воплощает в себе высшую степень международного правопорядка и способствует гармонизации жизни народов на земле, продолжил Бенедикт XVI. "Это крайне необходимо в условиях, когда мы наблюдаем парадокс, при котором многосторонний консенсус по-прежнему находится в состоянии кризиса, поскольку все еще подчиняется решениям немногих, в то время как мировые проблемы требуют ответных коллективных действий со стороны международного сообщества", - сказал он.

Для решения вопросов безопасности, достижения целей в области развития, преодоления неравенства людей, защиты окружающей среды, решения проблем ресурсов и климата необходимо, чтобы все международные лидеры действовали совместно и проявляли готовность работать добросовестно, соблюдать право и укреплять солидарность с самыми слабыми регионами планеты, считает Папа. Он уточнил, что в первую очередь имеет в виду страны Африки и другие части мира, которые оказались на обочине развития и пострадали от негативных последствий глобализации.

Бенедикт XVI призвал к поиску эффективной стратегии устранения неравенства между странами и социальными группами, а также повышения безопасности на планете. В своей работе ООН "должна использовать готовность верующих посвятить себя всему человечеству и опираться на результаты диалога между религиями", - подчеркнул понтифик.

Завершая свою речь на Генеральной Ассамблее, Бенедикт XVI произнес фразу "Мира и благоденствия с помощью Божией" на всех официальных языках ООН - русском, английском, французском, китайском, испанском и арабском. "Господа, позвольте мне заверить вас, что я буду поддерживать вашу деятельность своими молитвами", - сказал понтифик.

Выступление Бенедикта XVI представители государств-членов ООН встретили аплодисментами. Все встали, когда Папа покидал трибуну Генассамблеи ООН.

В Нью-Йорке Папа выступил за "строительство мостов дружбы" между этническими и религиозными группами

К "продолжению строительства мостов дружбы" между различными этническими и религиозными группами призвал в минувшую пятницу Папа Римский Бенедикт XVI прихожан синагоги "Парк Ист" в центре Нью- Йорке. Понтифик посетил синагогу ортодоксальных иудеев в первый из трех дней пребывания в крупнейшем городе США в рамках визита в Соединенные Штаты.

Раввин Артур Шнайер, приветствуя Папу Римского, назвал его визит историческим и в связи с начинающимся сегодня праздником еврейском Пасхи - Песахом - подарил ему тарелку для седера - традиционного пасхального ужина. Двое юных прихожан синагоги передали понтифику в дар упаковку мацы.

Примечательно, что Бенедикт XVI стал первым главой Римско-католической церкви, который посетил американскую синагогу. Кроме того, за всю историю церкви понтифики ранее бывали в синагогах лишь дважды.

Бенедикт XVI также принял участие в вечерне, которая была отслужена в соборе святого Иосифа, построенном в центральном районе города германскими католиками. В ходе посещения собора Папа Римский высказал уверенность в том, что из-за своевольной трактовки Евангелия отдельными конгрегациями подрываются основы евангелизма. "Мир утрачивает свои ориентиры", - отметил он. "Лишь твердо придерживаясь здравого учения мы будем способны ответить на вызовы, которые встают пред нами в развивающемся мире", - подчеркнул понтифик.

Сегодня Папа Римский посетит главный католический храм Нью-Йорка - собор святого Патрика на 5-й авеню, где будет отслужена месса. В этот же день у Бенедикта XVI запланирована встреча с воспитанниками семинарии в пригороде Нью-Йорка Йонкерсе. 20 апреля понтифик побывает на том месте, где стояли разрушенные во время теракта 11 сентября 2001 года башни-"близнецы" Всемирного торгового центра. Днем он проведет богослужение на стадионе нью-йоркской команды "Янкиз", где его будут слушать десятки тысяч человек, а вечером покинет Нью-Йорк и отправится в Ватикан.

О Божественной любви Папа говорит, опровергая стереотипы

Мировые СМИ продолжают комментировать визит Папы в США. Британская The Times отметила, в частности, то, что Бенедикту XVI, по-видимому, нелегко было решиться на этот визит, памятуя о том, что до него в Штатах побывал его популярный во всем мире предшественник Иоанн Павел II (полный текст на сайте InoPressa.ru) Любой, кому хоть раз приходилось выступать сразу после блестящего оратора, поймет, как должен был себя чувствовать на этой неделе нынешний Папа, написала газета.

Предшественник Бенедикта безупречно умел общаться с публикой через СМИ. Когда он приехал в Соединенные Штаты – страну, более всех зацикленную на СМИ, то их словно бы соединило само Небо. Миллионы верующих и просто зевак стекались в парки и на стадионы. Иногда людей приходилось оттаскивать, чтобы они не бросались на шею к Иоанну Павлу II. Даже во время своего последнего визита в Америку в 1999 году, когда его здоровье явно сдало, само присутствие Папы могло растрогать даже самых суровых жителей Среднего Запада.

Человек, который взошел на папский престол под именем Бенедикта, все равно не достиг бы этого уровня. Это все равно как попросить пожилого преподавателя английского языка и литературы подменить Лоуренса Оливье в "Гамлете". Текст он знает назубок, но даже не попытается произнести его с чувством.

Конечно, когда три года назад его избрали, биография нового Папы создала своеобразные, несколько заниженные ожидания. Он состоял в гитлерюгенде (собственно, членство было обязательным для всех немецких подростков, но зачем портить громкий заголовок?), он слывет ярым поборником ортодоксальной католической доктрины, по-английски говорит с акцентом, смутно напоминающим реплики типа "Ми застафим фас моллиться!". Для тех, кто сочиняет газетные "шапки", это был лакомый кусочек. Бенедикта немедленно прозвали Панцеркардиналом ("кардинал-танк") и Железной Рукой.

Не успел развеяться дым от кадил на мессе в честь его восшествия на Святой престол, как мир решил, что этот понтифик, 265-й по счету, – довольно неудачная и даже пугающая замена его предшественника, этакий гибрид Торквемады с доктором Стрейнджлавом (бывший нацист из фильма Стэнли Кубрика "Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу", 1964 года. – Прим. ред.).

Прошло три года с тех пор, как серые клубы дыма из трубы Сикстинской капеллы возвестили о его избрании, и визит Папы в США – его самая заметная по сей день "вылазка" на авансцену публичной жизни – еще более ясно продемонстрировал: первоначальные представления о Бенедикте крайне далеки от реальности.

Визуальный ряд папского визита в принципе тот же. Грандиозные мессы на баскетбольных стадионах, кортежи, в авангарде которых движется "папамобиль", по улицам крупных городов. И хотя у него, возможно, нет врожденного таланта в этой области, нынешний Папа хорошо осознает могущество символов. Сегодня он выступает в ООН. Вчера он поздравил евреев с Песахом и встретился с иерархами других религий. В воскресенье, в последний день своего пребывания в США, он посетит американскую святыню – территорию Граунд-Зиро.

Но самым поразительным в этой ситуации, когда сотни тысяч людей впервые видят этого Папу своими глазами, является не визуальная символика, толпы или мероприятия, изначально задуманные для показа по телевизору, – а завораживающая красота и сила его слов.

В Риме уже стало общим местом наблюдение, что к обоим Папам люди стремятся толпами, только Иоанна Павла II стремились увидеть, а Бенедикта стремятся услышать. Те, кто знаком с его биографией, всегда считали его страстно-яростным интеллектуалом – он богослов, автор десятков замысловатых трудов в области христианской теологии. Но никто не сознавал, что Бенедикт наделен поразительной способностью подбирать те слова, которые апеллируют к эмоциональной части человеческого мозга.

Конечно, Папа должен был знать заранее, что Штаты, в отличие от Европы, которую он до сих пор надеется обратить в веру, – это страна религиозная. Верно, что, как и в Европе, тут растет число так называемых "христиан от "шведского стола" – тех, кому нравится выбирать по своему вкусу из широкого ассортимента этических и догматических вариантов, тех, кто полагает, что религия, в сущности, должна быть чем-то вроде божественного оправдания их сложившегося стиля жизни, а не призывом к самопожертвованию и непоколебимой приверженности. Но Америка до сих пор в своей основе восприимчива к идее религиозного принципа, ей ближе концепция, что истина может быть только одна, а не нравственный хаос одинаково правомерных вер.

Однако очень жаль, если слова Бенедикта, обращенные к американцам, не услышат люди – как христиане, так и прочие – по всему миру.

Бенедикт уже огорошил многих тем, как страстно осудил действия священников, занимавшихся растлением несовершеннолетних (напомним, что этот скандал заставил многих американцев и жителей других стран отвернуться от Католической церкви) – а также тех церковных иерархов, которые создавали благоприятные условия для этого. В прошлом Католическая церковь, по-видимому, не решалась принести полное покаяние в этом грехе, но высказывания Бенедикта на этой неделе весьма способствовали залечиванию ран и восстановлению доверия к Церкви.

Менее эффектным для новостников – но, возможно, сильнее повлиявшим на большинство слушателей – было красноречие Бенедикта, когда он повествовал о вызовах, с которыми сталкивается душа в современном мире. В Белом доме, стоя бок о бок с президентом Бушем, он напомнил американцам, что политическая и экономическая свобода налагает ответственность, а также дает широчайшие шансы: "Свобода всегда нова. Это вызов, который дается каждому поколению, и ее постоянно нужно завоевывать, чтобы отстаивать дело добра".

Но слова Папы, которые действуют на душу сильнее всего, не перестают напоминать обо всей нелепости стереотипных представлений о Бенедикте. Он часто говорит о простой красоте человеческой любви.

Незадолго до того, как взойти на папский престол, Бенедикт сказал в проповеди: "Христианство – это не философская система, не набор догматов или морализаторское учение. Отнюдь. Христианство – это встреча, это история любви, это событие".

Эта идея веры как истории любви – любви Бога к его людям и нашей любви к Христу, человеческой ипостаси Бога, – по-видимому, является лейтмотивом папства Бенедикта, главной мыслью, к пониманию которой он хочет нас привести. Его первая энциклика была посвящена не средствам планирования беременности или бракам гомосексуалов, но теме, которую многие сочли несколько неожиданной, – безыскусной божественности человеческой любви, в том числе святости любви эротической. Этот акцент на том, что любовь является стержнем жизни человека, настолько не вяжется с карикатурным образом ярого доктринера, читающего бесконечные нотации о вреде половой невоздержанности, что нам придется всерьез задуматься о роли религии в современной жизни. Эти слова – ценный противовес популярному среди мирских людей мнению, будто религия – корень всех раздоров между людьми.

Три года назад, когда Иоанн Павел II упокоился под собором Св. Петра и его необычайное, судьбоносное служение подошло к концу, некий журналист обернулся к своему коллеге и с искренним сожалением произнес: "Какой сюжет умер!" Но, оказывается, сюжет продолжает жить. Бенедикт открыл новую главу в истории и, если только люди прислушаются, они, возможно, обнаружат, что ее финал будет неожиданным, замечает автор публикации в The Times.