Мобильные синагоги вернулись в Москву, объехав 50 российских городов
exstudio.ru
Мобильные синагоги вернулись в Москву, объехав 50 российских городов
 
 
 
Мобильные синагоги вернулись в Москву, объехав 50 российских городов
exstudio.ru

В четверг утром в Москву вернулись "мицва-мобили" - мобильные синагоги, стартовавшие из Москвы 30 июля. В течение двух недель они посетили более 50 городов страны в рамках Еврейской этнографической экспедиции. "Мицва-мобили" - это трейлеры, или "дома на колесах", которые, по задумке Федерации еврейских общин России (ФЕОР), должны были "пробудить интерес евреев к своей истории и культуре". Сегодня их торжественно встретили возле Московского еврейского общинного центра в Марьиной роще. Об этом "Русской службе новостей" ("РСН") сообщил представитель ФЕОР раввин Мойше Рохлин.

По его словам, было три направления мобильных синагог: на юг в сторону Сочи, на восток до Челябинска и на север в сторону Санкт-Петербурга. "Туда и обратно ехали по разным дорогам, чтобы охватить больший объем городов. Все города получилось посетить. Проблем не было. Была неожиданная волна положительных эмоций. Был успех больше, чем ожидали", - рассказал он.

Один из участников поездки Исроэль Готтлиб сообщил "РСН", что, по их мнению, экспедиция синагог на колесах достигла своей цели.

"Мы приезжали, встречались с людьми, веселились с ними, объединяли всех вместе. Многие евреи еще скрываются и стесняются, что они евреи. Мы проезжали города, и они понимали, что уже нечего стесняться и можно гордиться", - сказал он.

По словам Рохлина, идея создать "мицва-мобили" много лет назад родилась в США, где подобные синагоги на колесах колесят по всем штатам и по Канаде. Главная цель, которую ставили организаторы, - это просвещение и образование в области иудаизма.

Как рассказал телеканалу "Дождь" Мойше Рохлин, несомненно, что в Москве и в больших городах сегодня ресурс знаний, ресурс лекторов, которые могут что-то рассказать, - намного больший, чем в маленьких общинах. "Накопился определенный голод, его нужно было восполнить, в каждом городе те раввины, которые участвовали в этой поездке, проводили какие-то уроки, лекции, встречались с прихожанами", - поделился впечатлениями Рохлин.

По его словам, когда человеку нужно самому идти в синагогу, над ним может довлеть некоторый страх ("Это храм, нужен ли я там, если пойду туда?"). Страх возникает, даже если человеку интересны его корни, его культура… А в случае с "мицва-мобилем" синагога приезжает к тебе.

"Ехали, в основном, еще молодые ребята, и была возможность просто посидеть, пообщаться с раввином, попить кофе, пощупать раввина, если можно так сказать, в самой непосредственной, раскованной обстановке, где люди чувствовали себя свободно, и в этом плане поездка, действительно, удалась, потому что мы имели ну очень большой фидбек яркий", - рассказал Рохлин. По мнению Рохлина, назвать поездку миссионерством нельзя.

"По определению, миссионерство - это привлекать неевреев в иудаизм. Такой идеи в иудаизме вообще нету. Там, наоборот, есть очень жесткие каноны против этого. Это, скорее, просветительская деятельность, потому что, к сожалению, для евреев на территории Советского Союза доступ к информации о своей истории, традиции, религии - для кого это важно, был очень сильно ограничен, или, можно просто сказать, закрыт. И есть попытка это возродить, используются самые разнообразные методы", - рассказал раввин.

В ходе поездки были встречи и с евреями-атеистами.

"Евреи очень любят поспорить, и если есть такая возможность, такой повод, естественно, что его наверняка использовали. Да, почему нет? Мы считаем, что человек должен быть открыт к разговору, на самом деле, может быть, этим раввин отличается от священника. Раввин - это человек, который находится на службе у своей общины, для того чтобы общаться, для того чтобы обсуждать вопросы своего еврейства, и с каждым нужно обсуждать их на его языке, в его мировосприятии, пока мы не найдем какую-то общую систему координат", - заявил Рохлин.