К 300-летию Омска разрушенный Воскресенский военный собор не будет восстановлен
omskportal.ru
К 300-летию Омска разрушенный Воскресенский военный собор не будет восстановлен
 
 
 
К 300-летию Омска разрушенный Воскресенский военный собор не будет восстановлен
omskportal.ru

Воскресенский военный собор, памятник истории и первое каменное здание Омска, который власти обещали восстановить к 300-летию города в 2016 году, так и останется на уровне фундамента.

За три года с момента, когда региональные власти решили восстановить собор к юбилею города, на месте святыни Омской крепости XVIII века, где молился Федор Достоевский и был крещен великий художник Михаил Врубель, лишь раскопали фундамент.

И как сообщили ИТАР-ТАСС в министерстве культуры Омской области, "ближайшая перспектива уникального памятника пока не определена". Примерная стоимость восстановления Воскресенского собора оценивается в 118 млн рублей.

Сейчас же все, что можно сделать для сохранности раскопанного фундамента, - укрыть его от непогоды. Эта важная миссия возложена на муниципальное учреждение "Омская крепость".

Напомним, что собор строили братья Иван и Козьма Черепановы из Тобольска. Колокольня военного Воскресенского собора была так высока, что могла использоваться в военных целях как наблюдательная вышка. Настоятелем Воскресенского собора с 1853 по 1868 год был отец Стефан (Знаменский). Его стараниями при соборе была создана одна из лучших в Сибири духовных библиотек и открыта ланкастерская школа для девочек, ставшая позднее первой гимназией.

Именно Знаменский крестил в конце марта 1856 года Михаила Врубеля. В 1984 году отец Стефан был канонизирован Русской православной церковью как святой и праведный.

В советское время собор пришел в упадок. Начиная с 1926 года он передавался различным ведомствам и использовался то под клуб, то под библиотеку или книгохранилище. В последние годы своего существования здание использовали как склад картографической фабрики.

Снесли собор, вернее то, что от него осталось, в 1959 году. Вплотную к соборной ограде был построен жилой дом, а на месте разрушенного храма высадили деревья, которые своими корнями упирались в его фундамент.