Местоблюститель Болгарского патриаршего престола митрополит Варненский Кирилл, известный своей предпринимательской деятельностью, разъезжает на "Линкольне"
youtube.com
Местоблюститель Болгарского патриаршего престола митрополит Варненский Кирилл, известный своей предпринимательской деятельностью, разъезжает на "Линкольне"
 
 
 
Местоблюститель Болгарского патриаршего престола митрополит Варненский Кирилл, известный своей предпринимательской деятельностью, разъезжает на "Линкольне"
youtube.com

Французский журналист Александр Леви, являющийся экспертом по балканским вопросам, считает, что православная церковь в Центральной Европе после падения коммунизма увлеклась "бизнесом".

"Некоторые священнослужители, сколотившие огромные состояния, не стесняются это демонстрировать. Несколько сербских митрополитов оказались в центре внимания. Их подчас называют "олигархами в рясах" и упрекают в том, что они управляют своими епархиями как предприятиями, обращаются с подчиненными как с вассалами и живут в роскоши, весьма далекой от свойственных их единоверцам скромности и смирения", - приводит слова эксперта InoPressa.ru.

В случаях c двумя иерархами Сербской православной церкви (СПЦ) - митрополитом Милесевским Филаретом и митрополитом Зворницко-Тузланским Василием - Священный синод СПЦ высказался даже за досрочную отправку этих иерархов в отставку.

Устраняя нескольких епископов с проблемным прошлым, Сербская церковь пытается обелить свою репутацию, "запятнанную со времен войны в бывшей Югославии в 1990-е годы, когда она открыто поддерживала режим Милошевича", - приводит InoPressa.ru со ссылкой на L'Express мнение белградского социолога Мирко Джорджевича, который добавляет, что "это пока еще не та серьезная реформа, которая так необходима Церкви".

В Болгарии также многие требуют реформы института, все еще несущего на себе отпечаток компромиссов тоталитарного прошлого: 13 из 15 действующих членов Священного синода в советские времена были информаторами коммунистических спецслужб, пишет Александр Леви. Но наибольшее возмущение вызывает расточительность некоторых иерархов в стране, где средняя зарплата едва достигает 150 евро.

Одной из задач будущего главы Болгарской церкви, который должен быть избран после кончины патриарха Максима, станет обуздание этой церковной олигархии, считает Леви. Правда, ее решение представляется сомнительным, ведь в настоящее время местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл, работавший на госбезопасность как "агент Ковачев" и известный своей предпринимательской деятельностью. К пастве он приезжает на шикарном "Линкольне".

Другой претендент на патриарший престол, митрополит Пловдивский Николай, делает акцент на своем "чистом прошлом", но того же не скажешь о его настоящем: из-за близости с премьер-министром Бойко Борисовым противники называют его "кандидатом от правительства", а его резкие высказывания относительно гомосексуальности, суррогатного материнства и гастролей Мадонны в Болгарии принесли ему прозвище "православного талиба". Однако такая репутация не отпугивает одного из богатейших людей страны, Георгия Гергова, финансирующего деятельность митрополита, отмечает эксперт.

Весной Николай неожиданно получил поддержку Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Издание замечает, что обоим иерархам свойственна любовь к дорогим часам: если пиар-служба Московской патриархии попыталась стереть Bréguet патриарха с официальной фотографии, то Николай на всех богослужениях открыто носит покрытые золотом часы Rolex, пишет Александр Леви.

По мнению болгарского историка Тони Николова, за "нравственным фиаско" православия видна "рука Москвы". "Безусловная поддержка политической власти, сомнительные предприятия и бурное строительство безвкусных церквей: все это пришло к нам из России", - приводит его слова L'Express.

Между тем именно пристрастие к броским и цветастым культовым сооружениям загубило столь дорогой Владимиру Путину проект строительства православного храма в Париже: в феврале 2012 года разработанный приглашенными Москвой архитекторами проект был заморожен, в том числе из-за противодействия мэра Парижа Бертрана Деланоэ, назвавшего его "пародией на архитектуру" и "кичем, совершенно неуместным на берегах Сены", заключает автор публикации в L'Express.