Апостольский нунций (посол Ватикана) в Российской Федерации архиепископ Иван Юркович дал интервью РИА "Новости", в котором рассказал о том, зачем Католической церкви понадобилось государство, об особенностях отношений Ватикана с другими странами
Wikipedia.org
Апостольский нунций (посол Ватикана) в Российской Федерации архиепископ Иван Юркович дал интервью РИА "Новости", в котором рассказал о том, зачем Католической церкви понадобилось государство, об особенностях отношений Ватикана с другими странами
 
 
 
Апостольский нунций (посол Ватикана) в Российской Федерации архиепископ Иван Юркович дал интервью РИА "Новости", в котором рассказал о том, зачем Католической церкви понадобилось государство, об особенностях отношений Ватикана с другими странами
Wikipedia.org

Апостольский нунций (посол Ватикана) в Российской Федерации архиепископ Иван Юркович дал интервью РИА "Новости", в котором рассказал о том, зачем Католической церкви понадобилось государство, об особенностях отношений Ватикана с другими странами и, в частности с Россией, а также о роли межхристианского диалога в современном мире.

По словам архиепископа, Католическая церковь и папство - это очень древние институты, одни из самых древних в истории человечества. И как в любой человеческой истории, в жизни Церкви бывает и то, что остается "в осадке" от прошлого, и то, что привносят события современности. Однако в целом в человеческих институтах связь с прошлым пусть и важна, но не занимает такого места, как в истории церкви. Такой связью с прошлым является прежде всего связь Церкви с ее основателем Христом и Его Евангелием. Вместе с этой сущностной связью, имеющей определяющий духовный характер, в Церкви сохраняются и иные связи с прошлым, а также некоторые человеческие аспекты, преодолевшие исторические перипетии.

Одним из таких исторических элементов, сопровождающих жизнедеятельность церкви, является государство Град Ватикан. Папство, если говорить коротко, всегда чувствовало потребность в защите своей независимости от политического влияния светских государств. В прошлом представлялось, что наилучшим способом для этого стало бы создание суверенного государства, такого, например, как Папское государство или государство Град Ватикан. Речь не шла о создании некоего центра власти, но о создании условий для свободного исполнения миссии понтифика, то есть главы Католической церкви, распространенной по всему миру.

Особенности государства Ватикан в сравнению с другими странами заметны практически во всем, отметил нунций. С одной стороны, совершенно очевидно, что Ватикан не является таким же государством, как прочие независимые государства. Его специфика как раз и проявляется в его функции обеспечения свободы деятельности центральной власти Церкви.

Особенно важным это было в периоды кризисов, например во время вооруженных конфликтов. Хорошо известно, что суверенитет Ватикана не был нарушен даже при фашизме и во время немецкой оккупации Рима. В каком-то смысле территориальный суверенитет защитил Церковь, даже в этих тяжелых условиях.

С другой стороны, не следует приравнивать Ватикан к другим карликовым государствам, таким как Андорра, Лихтенштейн, Сан-Марино и другие, хотя бы потому, что Ватикан и Святой престол самым тесным образом вовлечены в исторический путь человечества, а их участие в международной жизни связано прежде всего с великими этическими, социальными и культурными вопросами человечества, а не просто с защитой и продвижением собственных прав и интересов как суверенного государства.

По словам Ивана Юрковича, следует делать различие между терминами государство "Град Ватикан" и "Святой престол". Оно является очень важным потому, что признается и международным правом. Папа - глава двух независимых институтов, один из которых - это государство Град Ватикан, а другой - Святой престол, центральный орган пастырского управления Католической церкви.

Конечно же, наиболее важное значение имеет деятельность самого понтифика, Святого престола, церкви. Роль же маленького государства Ватикан - если сделать его организацию предельно ясной для человеческого понимания - чисто функциональная, и состоит, как уже было сказано, - в обеспечении удовлетворительных условий для деятельности Святого престола. Несмотря на критику, которую приходится постоянно выслушивать по данному вопросу, представляется, что современный способ взаимодействия двух субъектов хорошо справляется с этой ролью, отметил архиепископ.

Говоря о современном состоянии российско-ватиканских отношений, Юркович напомнил, что начало положительной динамики в отношениях между Святым престолом и Российской Федерацией было положено в конце 1980-х ‑ начале 1990-х годов, а особый толчок к развитию они получили с 2009 года, после установления полномасштабных дипломатических связей.

С одной стороны, это произошло вследствие признания Святым престолом той новой роли, которую Россия играет в современном мире, с другой стороны, в результате того, что Российская Федерация стала воспринимать Святой престол как важную фигуру в международном сотрудничестве, отметил собеседник РИА "Новости".

Католическая церковь, как и иные религиозные организации, преследует прежде всего духовные цели, при этом они зачастую исполняют роль сдерживания в международных отношениях, защищают ценности, призванные вдохновлять отношения между народами, могут внести заметный вклад в разрядку напряженности и международных кризисов. Речь идет о роли, изначально возложенной на любого понтифика, о чем свидетельствует само название Pontifex, что означает "строитель мостов", это роль человека, наводящего мосты в духовном смысле, содействуя диалогу и взаимопониманию.

Что же касается диалога между Католической и Русской православной церквами, то он, по словам нунция, неизменно носит приоритетный характер. Это никак не умаляет прочие направления диалога, который ведет Святой престол, но при этом взаимоотношения с русским православием всегда имеют особое значение, подчеркнул архиепископ.

Папа Франциск, наряду с другими главами Католической церкви современности, прекрасно осознает, какой великий потенциал заложен в этом диалоге - как для межхристианского общения, так и для всего человечества, заявил Юркович.

Несколько слов об Иване Юрковиче

Послом Ватикана в России архиепископ Иван Юркович был назначен в феврале 2011 года. До этого он представлял Ватикан на Украине.

Словенец по происхождению, Иван Юркович уже служил в России в качестве секретаря представительства Святого престола в 1992-1996 годах. Он хорошо знает русский язык, преподавал каноническое право в московском католическом богословском колледже Святого Фомы Аквинского. В 1990-е годы священник Иван Юркович впервые издал на русском языке фундаментальные труды по каноническому праву.

Он родился 10 июня 1952 года в городе Кочевье (Словения). После окончания теологического факультета в Любляне в 1977 году Иван Юркович был рукоположен в священники. Пройдя обучение в Папской церковной академии, он поступил на дипломатическую службу Святого престола в 1984 году, а в 1988 году получил докторскую степень в области канонического права.

Юркович служил секретарем Апостольской нунциатуры в Южной Корее (1984-1988), аудитором Апостольской нунциатуры в Колумбии (1988-1992), секретарем в представительстве Святого престола в России (1992-1996), а также советником при секретариате Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В 2001 году монсеньор Иван Юркович был рукоположен в епископский сан и возведен Папой Римским Иоанном Павлом II в архиепископское достоинство. Первой его дипломатической миссией в статусе посла Ватикана стала Белоруссия, где Юркович служил с 2001 года по 2004 год. Из Белоруссии архиепископ был направлен на Украину, где и служил до настоящего времени.

Помимо словенского и русского, Иван Юркович свободно говорит на итальянском, английском, испанском, немецком, французском и украинском языках.

Юркович сменил на посту посла в России архиепископа Антонио Меннини, который работал в Москве с конца 2002 года, а затем был назначен апостольским нунцием в Великобритании.