Крест Святого Георгия – это явный символ христианства, и герою-мусульманину получать его, наверное, не очень приятно
www.rusk.ru
Крест Святого Георгия – это явный символ христианства, и герою-мусульманину получать его, наверное, не очень приятно
 
 
 
Крест Святого Георгия – это явный символ христианства, и герою-мусульманину получать его, наверное, не очень приятно
www.rusk.ru

Идея реформировать устоявшуюся систему государственных наград родилась у мусульман Петербурга. Они заявляют, что в операции по принуждению Грузии к миру участвовало немало российских солдат, исповедующих ислам. Они верой и правдой служили Родине и заслужили награды. Однако вручать им ордена святого Георгия и Георгиевские кресты некорректно, так как эти знаки отличия ассоциируются у мусульман с христианством, сообщает деловая газета "Взгляд".

Сразу по окончании операции по принуждению Грузии к миру президент России Дмитрий Медведев внес изменения в положения о государственных наградах.

Если раньше орденом святого Георгия и Георгиевским крестом военнослужащие награждались за "подвиги и отличия в боях по защите Отечества при нападении внешнего противника", то теперь их будут вручать и за военные подвиги "на территориях других государств при поддержании или восстановлении международного мира и безопасности". Таким образом, президент разрешил отметить самыми почетными наградами российских военнослужащих, проявивших героизм в зоне грузино-осетинского конфликта.

Напомним, орден Святого Георгия на данный момент является высшей военной наградой России, он вручается старшим и высшим офицерам, а знак отличия - Георгиевский Крест - другим категориям военнослужащих.

Однако не все согласны с существованием таких наград. В минувший вторник против Георгиевского креста выступили петербургские мусульмане, члены крупной религиозной организации "Аль-Фатх", существующей в городе на Неве с 1993 года. Они считают, что человеку, исповедующему ислам, получать за свой подвиг христианский крест – некорректно. Поэтому они выступают за введение особых воинских наград для солдат-мусульман.

"Орден Славы, Орден мужества, Орден труда – это мы понимаем, это прекрасные награды, и всем понятно, за что награждают – за мужество, за труд, - пояснил газете "Взгляд" заместитель председателя "Аль-Фатх" Джамалиддин Махмутов. - А крест Святого Георгия – это явный религиозный символ, символ христианства. И герою-мусульманину получать его, наверное, не очень приятно. Недавно по телевидению показывали кадры, как президент Медведев после событий в Южной Осетии награждал солдат в военном госпитале Георгиевскими крестами. Мусульмане потом звонили нам и высказывали свое недовольство тем, что вручали кресты".

По словам Махмутова, до конца сентября петербургские мусульмане отправят в администрацию президента России письмо с ходатайством о введении специальных исламских наград.

Ожидается, что помимо членов религиозной организации письмо подпишут известные и заслуженные мусульманские деятели Северной столицы, ветераны.

В "Аль-Фатх" надеются, что помощники президента уделят должное внимание поставленной проблеме и найдут из нее какой-то выход. Джамалиддин Махмутов видит, по крайней мере, два решения: "В Конституции декларируется, что равное отношение в стране должно быть ко всем. То есть нужно либо учредить дополнительные награды для солдат – представителей разных конфессий – мусульман, буддистов, иудеев и т.д., либо отказываться от христианских крестов. Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство. И нельзя не учитывать, что в стране проживает 25 миллионов мусульман, большое количество иудеев и так далее. Я знаю, что до революции, когда существовала так называемая Дикая дивизия, состоящая из воинов-мусульман, вводились специальные награды для иноверцев".

Известный петербургский историк, член Академии военно-исторических наук и президент Ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград Юрий Колосов рассказал корреспонденту "Взгляда", что идея вводить отдельные награды по религиозному признаку ему не нравится: "Во время Великой Отечественной войны у нас не было никакого деления по национальному признаку. При этом к татарам, мусульманам относились очень хорошо, на Ленинградском фронте, например, издавались газеты на татарском языке. За участие в боях за Ленинград две девушки-татарки стали героями Советского Союза.

Я считаю, что в войсках нельзя вводить религиозный принцип. Это не армейское дело. Признаюсь, я и к идее освящать военные корабли отношусь отрицательно – ведь на них служат не только православные. Что касается Георгиевского креста, то это очень старая и уважаемая награда в армии, так уж исторически сложилось. А вводить какие-то отдельные награды мусульманам, делить людей по национальному, по религиозному признакам - очень вредно. От этого – все беды".

Председатель отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской митрополии Русской православной церкви протоиерей Александр Ганьжин к идее ввести мусульманские награды также отнесся скептически.

"Государство учредило награды, одинаковые для всех. Это же не награда Русской православной церкви, а государственная награда. Так на что тогда обижаться? До революции, при царе, почему-то никто не обижался, что им вручают Святого Георгия, носили его с гордостью".

По данным свободной энциклопедии Википедия, Дикая дивизия (Кавказская туземная конная дивизия), об опыте которой вспоминал представитель мусульманской организации "Аль-Фатх", до революции состояла из добровольцев-мусульман, уроженцев Кавказа и Закавказья.

На наградах, которые вручались царским правительством ее солдатам, действительно изображения христианских святых (святого Георгия, cвятого Владимира, святой Анны) было решено заменить государственным гербом Российской Империи — двуглавым орлом. Однако вскоре горцы потребовали вернуть им награды Георгия, которого называли уважительно "джигитом", а герб с презрением именовали "птичкой". И правительство пошло им навстречу, отмечает "Взгляд".

Между тем, как утверждают исследователи, георгиевские кресты были не единственным вариантом наград, которыми отмечали ратные подвиги. Существовала также медаль "За храбрость", неоднократно учреждаемая в разные годы. Ею награждали и представителей нехристианских народов, а присуждалась она в свое время по георгиевскому статуту.