Российские кришнаиты оскорблены заявлениями Романа Силантьева
Архив NEWSru.com
Российские кришнаиты оскорблены заявлениями Романа Силантьева
 
 
 
Российские кришнаиты оскорблены заявлениями Романа Силантьева
Архив NEWSru.com

Центр обществ сознания Кришны в России распространил сегодня заявление следующего содержания:

"3 марта 2004 года, в ответ на просьбу духовных лидеров Индии поддержать строительство храма Кришны в Москве, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России (МСР) Роман Силантьев в интервью агентству "Интерфакс" позволил себе ряд оскорбительных высказываний в адрес общества сознания Кришны в России.

В этой связи Центр обществ сознания Кришны в России считает своим долгом официально заявить:

1. Публичные высказывания г-на Силантьева о "маргинальности", "нетрадиционности", "сектантстве" российских последователей вайшнавизма (кришнаизма), помимо своей оскорбительности, также свидетельствуют о его предвзятости и некомпетентности:

a. Регистрации общества сознания Кришны в Совете по делам религий при Совете Министров СССР в 1988 году предшествовал целый ряд тщательных религиоведческих экспертиз, в частности:

- Института востоковедения АН СССР, - Кафедры истории религии и религиоведения МГУ, - Института философии АН СССР, - Института США и Канады, - Института этнологии и этнографии АН СССР.

Все они подтвердили традиционность и аутентичность движения сознания Кришны в мире и России, как авторитетной ветви вайшнавизма - одного из основных направлений индуизма, а также целесообразность официальной регистрации движения в СССР.

Не являющийся специалистом по индуизму г-н Силантьев явно поспешил с публичными оценками традиционности общества сознания Кришны от имени такого представительного органа, как МСР, не потрудившись прежде ознакомиться с целым рядом доступных экспертных заключений на эту тему.

b. Авторитетность и традиционность общества сознания Кришны в Индии и за ее пределами неоднократно отмечали официальные лица и духовные лидеры Индии, в частности:

- Президент Индии д-р Шанкар Доял Шарма, - Премьер-министр А.Б. Ваджпаи, - Спикер Парламента Индии д-р Манохар Джоши, - Ачарья Видьямана Тиртха Свами, - Шриватса Госвами, а также - Посол Индии в России г-н К. Рагхунатх.

Как отметил во время посещения московского храма сознания Кришны 20 августа 2003 года посол Индии в России, "общество сознания Кришны достигло поразительных успехов в распространении философии Кришны и ее претворении в жизнь", что оно "трудится не покладая рук ради сохранения уникальной культуры Индии" и "заслуживает самых высоких похвал за успехи в укреплении дружбы между Индией и Россией".

2. Говоря о неком расколе в рядах российских вайшнавов (кришнаитов), г-н Силантьев снова обнаруживает свою полную неосведомленность об истинном положении дел в нашей конфессии.

На сегодняшний день в России действует только одна официально зарегистрированная Всероссийская религиозная организация вайшнавов "Центр обществ сознания Кришны в России", объединяющая более 100 храмов и общин сознания Кришны по всей стране. В этой связи недоумение г-на Силантьева о том, "кому предложено оказывать поддержку" в строительстве храма Кришны выглядит совершенно нелепым.

3. Сообщение г-на Силантьева о некоем демарше правительства Индии против движения сознания Кришны в России 20 лет назад является полной дезинформацией.

На самом деле, в 1989 году премьер-министр Индии Раджив Ганди с почестями принял в своей резиденции первую в истории индо-советских отношений делегацию паломников-кришнаитов, реабилитированных после многих лет репрессий в СССР. Это вызвало возмущение некоторых ультралевых лидеров Бенгалии, которые затем высказали его МИД СССР. Копия их письма находится теперь в архиве ЦОСКР. Термин "зловредная тоталитарная секта" в нем не фигурировал и помощь в борьбе с ними, соответственно, не предлагалась.

4. Утверждение г-на Силантьева о "претензиях" к деятельности кришнаитов на территории России "со стороны традиционных религиозных организаций" может перечеркнуть весь опыт межконфессионального диалога между индуизмом и другими конфессиями России, в частности, православием, исламом и буддизмом, а также спровоцировать проявления агрессии, национального и религиозного экстремизма по отношению к последователям нашей конфессии в России - как россиянам, так и индийцам.

Особенно возмутительно, что такие заявления раздаются в дни проведения и из уст одного из организаторов II Межрелигиозного миротворческого форума Содружества - форума, призванного служить укреплению межрелигиозного и межнационального мира и борьбе с ксенофобией и религиозным экстремизмом.

5. Г-н Силантьев выразил открытое пренебрежение мнением лидеров основных религиозных направлений Индии, которые обратились к МСР со смиренной просьбой о поддержке строительства храма Кришны в Москве взамен подлежащего сносу помещения на Хорошевском шоссе. При этом он сослался на присутствие среди лидеров, подписавших обращение, представителей нескольких религиозных организаций, не признанных традиционными в России.

Мы расцениваем этот шаг г-на Силантьева, как проявление религиозного шовинизма, полностью противоречащее ключевым положениям:

a. "Декларации Российской Федерации и Республики Индия о глобальных вызовах и угрозах международной безопасности и стабильности", подписанной в Кремле 12 ноября 2003 года Президентом России и Премьер-министром Индии, где, в частности, говорится:

"Российская Федерация и Индия также решительно заявляют, что в сегодняшнем многообразном и разноплановом мировом сообществе нет места никакой экстремистской идеологии или нетерпимости. Они приложат все силы, чтобы противостоять всем формам экстремизма, включая религиозный экстремизм:"

b. "Декларации по охране интересов многонациональных государств", подписанной главами государств России и Индии в 1994 году, где подчеркивается: "В Индии и России существуют различные религии, которые обогащают духовные ценности их обществ и мировую цивилизацию: Право использовать, отправлять и проповедовать любую религию обеспечивается Конституциями обеих стран: Притязания на религиозную исключительность представляют угрозу реализации этого права, поощряют экстремизм и нетерпимость как внутри государства, так и между ними. Индия и Россия намерены защищать культурное и религиозное многообразие своих обществ от этой опасности. Они со всей ответственностью заявляют о недопустимости разжигания межнациональной и межрелигиозной розни, поощрения агрессивного национализма и религиозного фанатизма" (пункты 8-9).

В этой связи, Центр обществ сознания Кришны в России:

1. требует от г-на Силантьева извинений перед кришнаитами (вайшнавами) России и пересмотра его позиции в отношении представляемой нами древней и уважаемой религиозной традиции индуизма;

2. надеется, что его некомпетентные высказывания в отношении индуизма в целом и конфессии российских вайшнавов в частности не отражают мнения самого Межрелигиозного совета России;

3. выражает надежду на взаимопонимание и сотрудничество с Межрелигиозным советом России на благо межконфессионального мира и согласия в нашей стране и на упрочение дружбы между Индией и Россией".

Заявление подписано Президентом ЦОСКР Бхакти Вигьяна Госвами (В.М. Тунеевым).

Напомним, что в интервью агентству "Интерфакс" Роман Силантьев, комментируя обращение духовных лидеров Индии, адресованное Межрелигиозному совету России, заявил, что "скорее всего, духовные лидеры Индии не знают, что в России ведет свою деятельность нетрадиционная, маргинальная форма кришнаизма, очень далекая от его истинного выражения".

"Кроме того, - добавил он, - секта кришнаитов в России сегодня расколота на несколько направлений, и поэтому не совсем понятно, кому предложено оказывать поддержку".

По утверждению Романа Силантьева, еще 20 лет назад индийское правительство посылало в Советский Союз сообщения о том, что кришнаиты - зловредная тоталитарная секта, и даже предлагало свою помощь в борьбе с ней.

"Учитывая, что отношение к кришнаитам меняется в зависимости от конъюнктуры, мы не можем основывать свое отношение к этой организации на основании той позиции, которая существует сегодня", - считает Р. Силантьев.

Он также выразил недоумение тем, что "такие уважаемые религиозные группы, как католики и несториане поставили свои подписи рядом с последователями тоталитарных сект, в частности "Брахмы Кумарис", и псевдорелигиозной группы бахаитов".