В пятницу мусульманские паломники, прибывшие в Саудовскую Аравию на хадж, исполнили центральный обряд хаджа, который считается его кульминационным моментом, - стояние на горе Арафат
Global Look Press
В пятницу мусульманские паломники, прибывшие в Саудовскую Аравию на хадж, исполнили центральный обряд хаджа, который считается его кульминационным моментом, - стояние на горе Арафат
 
 
 
В пятницу мусульманские паломники, прибывшие в Саудовскую Аравию на хадж, исполнили центральный обряд хаджа, который считается его кульминационным моментом, - стояние на горе Арафат
Global Look Press

В пятницу мусульманские паломники, прибывшие в Саудовскую Аравию на хадж, исполнили центральный обряд хаджа, который считается его кульминационным моментом, - стояние на горе Арафат. После стояния, которое длится до заката солнца, следует обряд побивания сатаны камнями в долине Мина, сообщает РИА "Новости".

На следующий день участники хаджа будут отмечать один из главных праздников ислама Ид аль-Адха, или Впервые за три года поклониться святым местам на родине ислама прибыло и много сирийцев - более девяти тысяч человек. В позапрошлом году число паломников из Сирии не превысило одну тысячу человек.

Почти шесть тысяч человек прибыли на хадж из Палестины — с Западного берега Иордан и из сектора Газа.

Из России в этом году на хадж в Саудовскую Аравию направились около 16,4 тыс. последователей ислама.

Хадж - паломничество в Мекку, считается в исламе пятым "столпом веры".

Совершается в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря, вследствие чего этот месяц и получил название "зу-ль-хиджжа" - "обладающий паломничеством".

Согласно учению ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать. После этого он получает почетный титул хаджи и право носить зеленую чалму. Если человек в силу уважительных причин не может сам совершить паломничество, он имеет право послать вместо себя другого человека, называемого "вакиль аль-хадж", оплатив ему все необходимые расходы (но таким человеком может быть лишь тот, кто уже ранее совершал хадж).

Корень "хаджжа", имеющее древнесемитское происхождение и означающее "обходить вокруг", приобрел в арабском языке значение "отправляться в паломничество".

Хадж отмечает три знаменательных события в истории ислама: прощение и воссоединение Адама и Хаввы (Евы) после их изгнания из Рая, принесение в жертву пророком Ибрахимом (Авраамом) своего сына Исмаила и жизнь Пророка Мухаммеда как пример смирения и покорности Всевышнему.

Духовное значение хаджа заключается в том, что он совершается добровольно и индивидуально ради поклонения Единому Богу. Во время хаджа паломники становятся "гостями Аллаха" в Его Доме, к которому мусульмане всего мира обращают свое лицо пять раз в день во время молитвы. Покидая на время свой дом и перенося тяготы путешествия, паломники тем самым совершают внешнее и внутреннее очищение, внося мир в свои души. Они просят Всевышнего простить им прегрешения и явить Свою милость. Совершая хадж, паломники многократно повторяют молитву: "Здесь я служу Тебе, Господи! Здесь я служу Тебе! Нет Тебе равного! Одному Тебе - поклонение, от Тебя - все благое! Нет царства кроме Твоего царства, нет власти, кроме Твоей власти!".

Основные обряды хаджа (манасик аль-хадж) были установлены Пророком Мухаммедом во время "прощального паломничества" (хадж аль-вада), которое он совершил в 632 г. - в девятом году хиджры. Закон шариата определяет следующие условия, необходимые для совершения хаджа: 1) человек должен достичь совершеннолетия; 2) он должен пребывать в ясном уме; 3) быть свободным; 4) иметь достаточно средств, чтобы обеспечить свое паломничество и содержание семьи, оставшейся дома; 5) обладать достаточным физическим здоровьем; 6) суметь обеспечить свою безопасность в пути; 7) выехать в путь заблаговременно, чтобы приступить к выполнению обрядов хаджа в установленный срок (к 7-му дню месяца зу-ль-хиджжа).

Во время совершения хаджа мусульманин обязан: облачиться в особое одеяние - ихрам; совершить первый обход вокруг Каабы - таваф ат-тахийа; совершить молитвенное предстояние на горе Арафат - вукуф; и совершить второй, "прощальный" обход вокруг Каабы (таваф аль-вада) по возвращении из долины Арафат.

Ихрам означает "посвящение" и является особым состоянием духовной чистоты, для пребывания в котором совершается полное омовение тела, облачение в особые одеяния и соблюдаются правила ихрам. После совершения полного омовения (гусль), женщины одевают просторные белые одеяния и покрывают голову платком таким образом, что видимыми остаются только лицо, кисти рук и ступни ног. Мужчины одевают два простых белых покрывала: одно закрывает ноги от бедер до колен, а другое накидывается на левое плечо. Эти одеяния символизируют чистоту помыслов паломников и их равенство перед Всевышним. Место, где паломники облачаются в одеяния ихрам, называется микат - оно находится в четырех километрах от Каабы. В наши дни многие паломники облачаются в эти одеяния заранее, перед самой посадкой в самолет.

Пройдя микат, мусульманин совершает молитву и произносит особое обращение к Аллаху (тальбийа): "Вот я перед Тобой, Господи! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!" - с этого момента считается, что он вошел в состояние ихрама.

При совершении хаджа (пребывая в состоянии ихрама) запрещается заниматься торговлей и делами, относящимся к мирской жизни; вступать в половые связи, а также свататься или вступать в брак; гневаться и обижать кого-либо; причинять вред всему живому (убивать животных и насекомых, рвать траву и срывать листья и ветки с деревьев и т.д.); бриться, стричь волосы и ногти, использовать благовония, надевать украшения и курить. Нарушение этих запретов делает хадж недействительным.

Прибыв в Мекку к 7-му дню месяца зу-ль-хиджжа, паломники совершают поклонение Каабе - обряд "малого паломничества", называемого умра. Паломники входят в мечеть Масджид аль-Харам босыми, с правой ноги через Врата мира (Баб ас-Салам) и следуют к "черному камню": они целуют его или касаются рукой (обряд такбиль), а затем подносят руку к губам и глазам (истилам). Затем следует семикратный обход Каабы против часовой стрелки - таваф (при этом первые три круга следует пробежать или пройти быстрым шагом).

Во время обхода Каабы совершается поклонение ее "иракскому и "йеменскому" углам (целование, прикосновение рукой, произнесение особых молитв). По окончании семикратного обхода паломники подходят к месту входа в Каабу, прижимаются к нему всем телом, поднимают правую руку в сторону входа и произносят молитву, прося милости и прощения за прегрешения. В заключение совершается молитва с чтением двух сур Корана - 109-й ("Неверные") и 112-й ("Очищение"). Завершив обход Каабы, паломники направляются к плите "стояния Ибрахима" (макам Ибрахим) и совершают там молитву. После этого паломники направляются к священному колодцу Замзам и дважды берут из него воду: сначала ее пьют, а затем обливают тело с головы до ног.

Обход Каабы совершается в любое время дня и ночи, сразу по прибытии в Мекку.

Завершив обход Каабы, паломники приступают к совершению обряда сай - бегу между холмами Сафа и Марва. Они поднимаются на холм Сафа, поворачиваются лицом к Каабе и обращаются к Аллаху с молитвой о милости и просьбой защитить их от несчастий. Затем паломники спускаются с этого холма до столба, установленного у его подножия, и бегут до другого столба, стоящего у холма Марва, и поднимаются на этот холм. Там они вновь поворачиваются лицом к Каабе и совершают молитву, после чего возвращаются к Сафе. Бег между этими холмами повторяется семикратно. (В мусульманской традиции существует несколько объяснений происхождения этого обряда: по одной из них, эти два холма были местом отдыха Адама и Хаввы; по другой - обряд сай исполнил Ибрахим как поклонение Аллаху, а поскольку на его пути вставал Иблис (сатана), Ибрахим был вынужден бежать.

Наибольшее распространение получило предание о том, что этот обряд установлен в память о страданиях Хаджар, которая металась между холмами в поисках воды для сына Исмаила). На этом заканчивается "малое паломничество" (умра) и те, кто совершает умру и хадж раздельно, обрезают прядь волос и выходят из состояния ихрама, которое они возобновляют непосредственно перед хаджем. Но обычно паломники полностью совершают все обряды хаджа и не выходят из состояния ихрама до его окончания.

Остальные обряды хаджа совершаются коллективно и в строго установленные дни. В 7-й день зу-ль-хиджжа в Запретной мечети читается проповедь (хутба), в которой говорится об обязанностях паломников, совершающих хадж.

На следующий день (8-й день зу-ль хиджжа) паломники запасаются водой и отправляются через небольшие, вытянутые с запада на восток долины Мина и Муздалифа к горе Арафат, расположенной в 25 км от Мекки. По причине необходимости запасаться водой перед дорогой этот день получил название йаум ат-тарвийа - "день напоения".

Ночь с 8-го на 9-е зу-ль-хиджжа паломники проводят в долине Мина, а на 9-й день совершается центральный обряд хаджа - стояние у горы Арафат (вукуф). Он начинается в полдень, сразу после прохождения Солнцем точки зенита и завершается перед его заходом. Здесь паломники слушают проповедь (хутбу) и свершают молитву, обращенную к Аллаху: "Здесь я служу Тебе, Господи!". Эта молитва читается многократно и громким голосом.

После захода солнца паломники бегом возвращаются в долину Муздалифа (этот обряд носит название ифада), где совершают общую молитву перед ярко освещенной мечетью. Здесь же паломники проводят и всю ночь - она считается ночью поста и молитвы не только для совершающих хадж, но и для мусульман всего мира.

Рано утром 10-го зу-ль-хиджжа паломники, совершив молитву, вновь направляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных в Муздалифе, в последний из трех столбов (джамрат аль-акаба), символизирующий Иблиса (сатану), который по преданию преграждал путь Ибрахиму, когда он направлялся на молитву. Совершая этот обряд, мусульмане мысленно посвящают себя Аллаху и обещают приложить все усилия для изгнания бесов из своей жизни.

Далее следует обряд жертвоприношения. 10-е зу-ль-хиджжа является днем самого главного канонического праздника ислама - Ид аль-адха (праздника жертвоприношения), отмечаемого мусульманами во всем мире. Жертвоприношение животного должен совершить в день праздника каждый паломник. По традиции, в жертву могут быть принесены: верблюд не моложе пяти лет, бык или коза не моложе одного года и овца не моложе семи месяцев. Часть принесенного в жертву животного съедается самими паломниками, а часть отдается неимущим.

Совершив жертвоприношение, паломники обривают или коротко подстригают волосы и сбривают бороды. Женщины отрезают прядь волос. Сбритые и состриженные волосы закапываются в землю в долине Мина. После этого паломники возвращаются в Мекку для выполнения последнего обхода Каабы (таваф аль-вада). В это время стены Каабы уже покрыты новым покрывалом (кисвой). После обхода Каабы те паломники, кто совершил хадж без предварительного "малого паломничества" (умры) - хадж ат-таматту, отправляются к холмам Сафа и Марва для выполнения обряда сай.

В течение трех дней, с 11-го по 13-е зу-ль-хиджжа (айям ат-ташрик) паломники продолжают совершать жертвоприношения и вновь посещают долину Мина, где бросают камешки уже во все три столба (джамрат аль-ула, джамрат аль-вуста и джамрат аль-акаба).

Все обряды хаджа оканчиваются 14-го зу-ль-хиджжа. Паломники выходят из состояния ихрам и обретают титул хаджи.

Многие после совершения хаджа посещают в Мекке места, связанные с памятью о Пророке Мухаммеде. Одним из таких почитаемых мест является Гора Света (Джабаль ан-Нур), у вершины которой расположена пещера, где Пророку Мухаммеду было ниспослано первое откровение Корана. Затем паломники отправляются в Медину, чтобы поклониться гробнице Пророка и могилам его ближайших сподвижников - праведных халифов Абу Бакра, Омара и Османа. По пути они останавливаются в городе Таифе, где Мухаммед скрывался от преследования меккканских язычников корейшитов. В этом городе расположена знаменитая мечеть Аббаса (дяди Пророка), где паломники совершают совместную молитву.

Прибыв в Медину, паломники направляются в Мечеть Пророка (Масджид ан-Наби) - вторую по значению после Запретной Мечети в Мекке. Совершив молитву, паломники-мужчины следуют в юго-восточную часть мечети, где находится усыпальница Пророка Мухаммеда и могилы праведных халифов Абу Бакра и Омара. Подойдя к усыпальнице Пророка, паломники произносят приветствие: "Мир тебе, посланник Аллаха, Его милость и благословение! Мир тебе, Пророк Аллаха! Мир тебе, лучшему Его творению! Мир тебе, господин посланников и имам богобоязненных! Свидетельствую, что ты довел до людей послание, оправдал доверие, давал искренние советы общине, беззаветно боролся во имя Аллаха!" и совершают молитву, обращенную к Аллаху, которая заканчивается словами: "О Господь! Соделай моего Пророка заступником за меня!". После этого паломники подходят к могилам Абу Бакра и Омара, перед которыми тоже произносят слова приветствия и совершают молитву. Женщины к могилам не приближаются - им разрешается только войти в Мечеть Пророка и совершить в ней молитву.

Затем паломники посещают две знаменитые мечети - Куба и ат-Таква. Совершив малое омовение (вуду) в месте проживания, паломники направляются в мечеть Куба, следуя наставлению Пророка Мухаммеда: "Кто очистится в своем доме, затем придет в мечеть Куба и совершит в ней молитву, будет вознагражден так же, как и за умру". Согласно традиции, сам Пророк посещал эту мечеть каждую субботу, когда жил в Медине. Другая мечеть, ат-Таква, была построена еще во времена первого вступления Мухаммеда в Медину: она известна тем, что имеет два михраба (михраб - ниша в мечети, указывающая киблу) - один из них обращен в сторону Мекки, другой - в сторону Иерусалима.

Паломники-мужчины поднимаются на гору Джабаль ат-Таур, где Пророк Мухаммед скрывался от преследований мекканцев, посещают кладбище Джаннат аль-Баки, на котором похоронены члены семьи Мухаммеда (дочь Фатима, внук Хасан) и праведный халиф Осман, а также могилы павших за веру в битве при Ухуде.

Посещая Медину, мусульманин выполняет наставление Пророка Мухаммеда, который говорил: "Тот, кто совершает хадж и не посещает меня - ничтожен. Тому, кто посетит мою могилу и поприветствует меня, воздастся ответным приветствием".

Возвращаясь домой, паломник (хаджи) надевает зеленую чалму и длинную белую одежду (галабея), что символизирует совершение хаджа. Родные и близкие паломника устраивают ему торжественную встречу, которая сопровождается праздничным угощением.

Многие мусульмане по возможности повторяют хадж и даже совершают его многократно.